Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Теория дидактического программирования Появлению в середине 1950-х гг. программированного обучения сопутствовало развитие характерной для него теории построения учебного материала, называемой иногда теорией операциональной структуризации содержания. Эта теория в отличие от описанных ранее представляет собой попытку ответить не столько на вопрос, чему учить на определенном уровне учебно-воспитательной ра­ боты, а как ее проводить наиболее оптимальным образом. Поэтому- то сторонники рассматриваемой теории уделяют особое внимание тщательному анализу учебного материала, т.е. знаниям, которые входят в это содержание, и существующим между ними связям. Для этой цели пользуются главным образом методом так называемых дидактических матриц, а также методом графов. Ниже приводятся наиболее важные принципы анализа и упоря­ дочивания учебного материала, которые используют в дидакти­ ческом программировании. Четкое и конкретное определение целей программируемого текста (лучше всего в категориях действий и результатов) является главным условием его дидактической эффективности. Согласно зтому принципу прежде всего следует установить содержание тех действий, которыми учащиеся должны овладеть после проработки текста. Так же важно найти рациональные способы преобразо­ вания исходных знаний учащихся, с которыми они приступают к и зучению д анной темы , в ожид аемые к он ечны е зн ания и умения. Программируемый материал следует разделить на связанные между собой действия и результаты, учитывая содержательные и ло ­ гические связи между каждой парой соответствующих друг другу действий и результатов. Все действия типа «ответ», выполняемые учащимися в ходе изу­ чения программированного текста, должны быть наблюдаемыми, т.е. доступными наблюдению извне. Только в этом случае они могут быть проконтролированы учителем или соответствующим дидактическим средством и выступить в качестве основы для рационального управ­ ления процессом обучения. Связи, которые формируются у учащихся в ходе обучения, должны носить двусторонний характер. Речь идет о том, чтобы уча­ щийся сумел, например, не только назвать на родном языке значение иностранного слова, но и наоборот. Этот принцип бесспорно вос­ ходит к сформулированному Пиаже положению о преобразовании однонаправленных и необратимых интеллектуальных навыков в опе­ рации многонаправленные и обратимые. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz