Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Теория дидактического программирования Появлению в середине 1950-х гг. программированного обучения сопутствовало развитие характерной для него теории построения учебного материала, называемой иногда теорией операциональной структуризации содержания. Эта теория в отличие от описанных ранее представляет собой попытку ответить не столько на вопрос, чему учить на определенном уровне учебно-воспитательной ра боты, а как ее проводить наиболее оптимальным образом. Поэтому- то сторонники рассматриваемой теории уделяют особое внимание тщательному анализу учебного материала, т.е. знаниям, которые входят в это содержание, и существующим между ними связям. Для этой цели пользуются главным образом методом так называемых дидактических матриц, а также методом графов. Ниже приводятся наиболее важные принципы анализа и упоря дочивания учебного материала, которые используют в дидакти ческом программировании. Четкое и конкретное определение целей программируемого текста (лучше всего в категориях действий и результатов) является главным условием его дидактической эффективности. Согласно зтому принципу прежде всего следует установить содержание тех действий, которыми учащиеся должны овладеть после проработки текста. Так же важно найти рациональные способы преобразо вания исходных знаний учащихся, с которыми они приступают к и зучению д анной темы , в ожид аемые к он ечны е зн ания и умения. Программируемый материал следует разделить на связанные между собой действия и результаты, учитывая содержательные и ло гические связи между каждой парой соответствующих друг другу действий и результатов. Все действия типа «ответ», выполняемые учащимися в ходе изу чения программированного текста, должны быть наблюдаемыми, т.е. доступными наблюдению извне. Только в этом случае они могут быть проконтролированы учителем или соответствующим дидактическим средством и выступить в качестве основы для рационального управ ления процессом обучения. Связи, которые формируются у учащихся в ходе обучения, должны носить двусторонний характер. Речь идет о том, чтобы уча щийся сумел, например, не только назвать на родном языке значение иностранного слова, но и наоборот. Этот принцип бесспорно вос ходит к сформулированному Пиаже положению о преобразовании однонаправленных и необратимых интеллектуальных навыков в опе рации многонаправленные и обратимые. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz