Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
программами разных типов школ. Однако само по себе такое сокра щение не должно привести к обеднению образа мира, складываю щегося в сознании учеников. Что же нужно сделать, чтобы устранить противоречие, на которое уже обратили внимание авторы некоторых из рассмотренных теорий? Первый из возможных путей его разрешения предлагает кон цепция так называемого парадигмалыюго обучения (от греческого paradigma — пример, образец). В соответствии с этой концепцией учебный материал, касаю щийся, например, истории Средневековья, следует представлять в программе не столько систематически, как это делается в н а стоящее время, сколько фокусно. Например, все богатство мате риала по Средневековью можно, по Шейерлю, вместить в 10—12 тем, каждая из которых охватывала бы типичные события, своеоб разные узловые точки этой эпохи. Ученик должен узнать ровно столько, сколько требуется для того, чтобы он сумел создать для себя образ неповторимых особенностей Средних веков, их сущ ность, что позволило бы ему отличать этот период от других исто рических эпох. Таким образом, совсем не обязательно соблюдать хронологическую последовательность; нужно предоставить учителю свободу выбора темы из многих других, включенных в программу. Второй путь определяется соблюдением требования экземпля- ристского представления содержания (островков). Согласно этому принципу вместо традиционной передачи ученикам знаний в виде непрерывного изложения материала следует оперировать их темати ческими примерами, причем каждый такой пример должен быть реп резентативным для данной темы. Речь идет о том, чтобы ученик, овладевший фундаментальными знаниями применительно к рас смотренному примеру (например, познакомившийся с желтым лю тиком), умел на этой основе дать характеристику всем видам люти ковых. Представляется, что в какой-то узкой области описанная кон цепция может оказаться полезной при создании учебных программ по некоторым предметам, прежде всего таким, содержание которых может быть представлено в рамках экземпляристского представ ления отдельных тем. Вместе с тем последовательное соблюдение этого принципа приведет к противоречию с принципом систематич ности представления учебного материала, что неприемлемо для предметов с линейной структурой материала, например для мате матики. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz