Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

программами разных типов школ. Однако само по себе такое сокра­ щение не должно привести к обеднению образа мира, складываю­ щегося в сознании учеников. Что же нужно сделать, чтобы устранить противоречие, на которое уже обратили внимание авторы некоторых из рассмотренных теорий? Первый из возможных путей его разрешения предлагает кон ­ цепция так называемого парадигмалыюго обучения (от греческого paradigma — пример, образец). В соответствии с этой концепцией учебный материал, касаю­ щийся, например, истории Средневековья, следует представлять в программе не столько систематически, как это делается в н а ­ стоящее время, сколько фокусно. Например, все богатство мате­ риала по Средневековью можно, по Шейерлю, вместить в 10—12 тем, каждая из которых охватывала бы типичные события, своеоб­ разные узловые точки этой эпохи. Ученик должен узнать ровно столько, сколько требуется для того, чтобы он сумел создать для себя образ неповторимых особенностей Средних веков, их сущ­ ность, что позволило бы ему отличать этот период от других исто­ рических эпох. Таким образом, совсем не обязательно соблюдать хронологическую последовательность; нужно предоставить учителю свободу выбора темы из многих других, включенных в программу. Второй путь определяется соблюдением требования экземпля- ристского представления содержания (островков). Согласно этому принципу вместо традиционной передачи ученикам знаний в виде непрерывного изложения материала следует оперировать их темати­ ческими примерами, причем каждый такой пример должен быть реп­ резентативным для данной темы. Речь идет о том, чтобы ученик, овладевший фундаментальными знаниями применительно к рас­ смотренному примеру (например, познакомившийся с желтым лю­ тиком), умел на этой основе дать характеристику всем видам люти­ ковых. Представляется, что в какой-то узкой области описанная кон ­ цепция может оказаться полезной при создании учебных программ по некоторым предметам, прежде всего таким, содержание которых может быть представлено в рамках экземпляристского представ­ ления отдельных тем. Вместе с тем последовательное соблюдение этого принципа приведет к противоречию с принципом систематич­ ности представления учебного материала, что неприемлемо для предметов с линейной структурой материала, например для мате­ матики. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz