Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
• принцип проблемного подхода к содержанию обучения, предпо лагающий представление этого содержания в виде междисципли нарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий; • принцип формирования практических умений в ходе разрешения определенных проблем, в противоположность традиционной школе, где усвоение знаний шло путем более или менее механи ческих упражнений; • принцип объединения работы с игрой и даже целесообразного включения в работу элементов игры в тех случаях, когда работа и игра функционально связаны с поставленными целями обу чения и воспитания; • принцип активизации деятельности учеников, подчеркивающий необходимость самостоятельности при получении знаний и умений, когда это представляется возможным и целесооб разным с педагогической точки зрения; • принцип вовлечения детей и молодежи в жизнь их социального окружения, частью которого они являются. Экскурсии в музеи и на предприятия, наблюдения за окружающей человека средой и происходящими в ней переменами, беседы с представителями разных профессий, участие в общественном труде взрослых — вот только некоторые виды деятельности, позволяющие реализовать указанный принцип на практике и тем самым провести пра вильный отбор содержания образования в программах школ. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние как на со держание, так и на методы учебной работы в американской школе. В соответствии с его положениями ученикам старались предоставить максимальную свободу, в частности в отношении выбора учебных предметов, которые в свою очередь были разделены на обязательные и факультативные, приспособить учебно-воспитательную работу к субъективным запросам учащихся, придать обучению как можно более естественный характер, сделать школу местом общественной жизни, а учебную программу —отражающей интересы учащихся. Практическая реализация основных положений дидактического утилитаризма вызвала острую критику со стороны многих известных американских ученых, которые обвиняли Дьюи и его сторонников в том, что их деятельность привела к значительному снижению уровня образования в США. После запуска Советским Союзом в 1957 г. первого искусствен ного спутника на околоземную орбиту критика дидактики утилита ризма в Соединенных Штатах стала еще более острой. В этом не малую роль сыграли политические аргументы; многие влиятельные 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz