Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

тельных потребностей учеников. Цель работы школы сторонники концепции дидактического формализма видели в углублении, рас­ ширении и формировании этих способностей и интересов, по ­ этому главным критерием при отборе учебных предметов, по их мнению, должна быть развивающая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная (опять же по их мнению) в ма­ тематике и классических (мертвых) языках — древнегреческий, латынь... Теоретическую основу дидактического формализма составляло положение о переносе знаний и умений из одной сферы деятель­ ности в другую —так называемый трансфер. К сторонникам дидак­ тического формализма можно отнести Гераклита, по мнению кото­ рого «многознайке уму не научает». Аналогичную позицию занимал Цицерон. В Новое время теорию дидактического формализма вы­ двигал Песталоцци. По его мнению, главной целью обучения должно стать усиление «правильности мышления учеников или формальное образование». В Германии близкие взгляды изложил А. Дистервег, а также А.Б. Добровольский, который рекомендовал учить воспитан­ ников мыслить, «только, и ничего больше, а остальное, т.е. знания, придет к ним в процессе роста». Дидактический утилитаризм Эта теория возникла на рубеже XIX и XX столетий в США, где утилитаристскую концепцию в области отбора и систематизации со­ держания обучения выдвигал, в частности, Дж. Дьюи. В Европе ана­ логичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер. По Дьюи, образование мы должны понимать как непрерывный про­ цесс реконструкции опыта. Какими же должны быть содержание учеб­ ного процесса и его цель? Какими критериями следует руководство­ ваться при определении его содержания? По мнению Дьюи, источник развития и социализации ребенка находится не в содержании учебников, а в самой индивидуальной и об­ щественной деятельности ученика. В результате единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями при­ общения его к тем видам деятельности, которые позволили цивили- іации стать тем, чем она есть. Поэтому при определении содержания обучения нужно сконцентрировать внимание на занятиях конструк­ тивного характера, учить детей готовить еду, шить, приобщать их к рукоделию и т.п. Приведем конкретные принципы построения программ обу­ чения, сформулированные прогрессивистами на основе приве­ денных выше основных положений: 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz