Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Дидактический материализм (энциклопедизм) Автором названия этой теории стал Ф.В. Доэрпфельд, который в 1879 г. издал книгу «Дидактический материализм». Сторонники этой теории считали, что основная цель школы со стоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из раз личных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я.А. Коменский, много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел поместить все знания, необходимые для учащихся. Аналогичным образом понимал дидактическую функцию школы и современник Коменского английский поэт и ис торик Дж. Мильтон (1608—1674). В изданном в 1644 г. «Трактате о воспитании» он рекомендовал, чтобы в течение девяти лет (от 12 лет до 21 года) ученик в широком объеме овладевал знаниями и уме ниями в области таких предметов, как родной язык, изучал пять ино странных языков, библейскую историю, историю церкви, право, астрономию, естественную историю, агрономию, географию, все общую историю, навигацию, архитектуру, медицину, этику, политику, риторику и логику. Сторонниками энциклопедической модели обучения были также многие известные педагоги XIX столетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем свидетельствует анализ содер жания некоторых программ и школьных учебников. По такому об разцу создается много учебных программ. Чаще всего они слабо свя заны между собой, охватывают очень большой материал, а в неко торых случаях просто перегружены информацией. Необходимость реализации таких программ принуждает учителя к торопливой и по верхностной работе, проработке с учениками многих тем на допол нительных занятиях. Поэтому не приходится удивляться тому, что в итоге работа учеников оказывается малоэффективной; в школе они, как правило, пассивные слушатели, на головы которых обру шивается лавина информации, усваиваемая ими только фрагмен тарно, поверхностно и прежде всего за счет памяти, а дома, будучи предоставлены самим себе, они не всегда могут справиться с теми задачами, которые поставлены перед ними. Дидактический формализм Это название возникло в конце XVIII в. Использовал его Э. Шмидт, автор изданной в 1791 г. «Эмпирической психологии». Термин «фор мальное обучение» употреблял также А.А. Немейер в опубликованной в 1796 г. книге «Принципы воспитания и обучения». Сущность этой концепции заключается в том, что обучение рас сматривается в ней как средство развития способностей и познава 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz