Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Ею разработана таксономия учебных задач, включающая сле дующие пять групп: 1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения знаний («что это?», «какая из...?», «как называется?», «дайте определение» и т.д.). 2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции с данными («установите, какого размера», «опишите, из чего со стоит», «перечислите части», «опишите, как протекает», «скажите, как проводится», «чем отличается», «сравните», «почему», «каким способом», «что является причиной» и т.п.). 3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции («объясните смысл», «раскройте значение», «как вы понимаете», «по чему думаете, что...?», «определите», «докажите» и т.д.). 4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение (раз работка обзоров, конспектов, отчетов, докладов, чертежей, проектов и др.). Эти задачи требуют не только проведения определенных опе раций, но и высказывания о них: ход, условия, фазы, компоненты, трудности и т.д. 5. Задачи, предполагающие творческое мышление, самостоятель ность при их решении ('«придумайте», «на основании собственных наблюдений определите» и т.д.). 3.5.3. Новая таксономия Б. Блума Блок расширения Сегодня мы живем в другом мире и имеем дело с другим ре бенком, о чем подробно говорим на страницах этой книги. И этот изменившийся мир и другой ученик требуют в процессе препода вания и учения иной расстановки акцентов, нежели простое усвоение знаний. Содержание образования все больше наполняется творческой и эмоционально-ценностной компонентами, процесс обучения становится субъект-субъектным, в котором важную роль играют потребности, мотивы и личные цели деятельности ученика. Да и сам урок становится все более открытым социальным и куль турным реалиям жизни за стенами класса. В 1999 г. Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обнов ленную версию таксономии Блума, которая учитывает более ши рокий набор факторов, оказывающих влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. В отличие от версии 1956 г., новая таксономия проводит различие между знанием о том, что, т.е. содержанием мышления, и знанием того, как, т.е. процедурах, используемых в решении проблем. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz