Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
ложенные последовательно. В практике обучения довольно часто цели обучения формулируются весьма неопределенно, оказываются не конструктивными, неоднозначно понимаемыми. Эта проблема реша ется путем построения четкой системы целей, внутри которой выде лены их категории и последовательные уровни (иерархия). Такие системы называют таксономией целей обучения. Фунда ментальной, ставшей уже классической является концепция таксо номии учебных целей, разработанная группой американских психо логов и педагогов под руководством профессора Чикагского универ ситета Бенджамина Блума в начале 50-х гг. XX в. В 1956 г. Бенджамин Блум написал книгу «Таксономия образова тельных целей: сфера познания». С тех пор его шестиуровневое опи сание мышления неоднократно адаптировалось и применялось в самых разных условиях. Его список когнитивных процессов иерар хически организован, начиная с самого простого припоминания знания до наиболее комплексного, состоящего в выработке суж дений о ценности и значимости той или иной идеи (табл. 1). Несмотря на то что таксономия Блума была разработана более 60 лет назад, она до сих пор остается одной из самых популярных систематизаций учебных целей в среде как ученых-педагогов, так и учителей-практиков. Рассмотрим на некоторых примерах, как учителя адаптируют эту таксономию применительно к своей деятельности. Так, при планировании результатов обучения на репродуктивном уровне педагогические цели могут быть конкретизированы сле дующим образом: 1) определить закон, на котором основано решение задачи; 2) записать условие в символической форме; 3) сделать поясняющий рисунок; 4) применить математические методы, если задача количе ственная, и проверить размерность. Глаголы: назвать, перечислить, показать, подчеркнуть, выделить, дать определение, описать, привести примеры, выбрать, подобрать, вьщелить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, под вести итог, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на слоги, рассказать и т.п. При планировании результатов обучения на творческом уровне: 1) построить научную модель явления; 2) перевести условие задачи со словесного языка на язык формул, выразив в символической форме условие задачи; 3) сделать чертеж, нарисовать схему; 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz