Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

струментальна: по такой формулировке непонятно, как нужно строить процесс обучения на уроке. 2. Определение целей через деятельность учителя. Например: объ­ яснить учащимся механизм электромагнитной индукции, рассказать о войне 1812 г., ознакомить с механизмом электролитической диссо­ циации и т.п. Такой способ постановки целей — «от учителя» — со­ средоточен на собственной деятельности учителя и создает впечат­ ление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель наме­ чает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти ре­ зультаты не предусмотрены данным способом постановки цели. В конце такого урока на вопрос, достигнута ли его цель, учитель с уверенностью может ответить утвердительно, потому что успел до звонка: рассказать, ознакомить и т.д. Каким стал результат деятельности самих учеников (учения), с которым они вышли с этого урока, ни они сами, ни учитель, ни посторонний эксперт ответить не смогут. Потому что такая цель и не была поставлена. 3. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. На­ пример: цель урока —составление уравнений окислительно-восста­ новительных реакций, или выполнение упражнений по сольфеджио, или исследование плазматических свойств клеточной мембраны и т.п. На первый взгляд такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь важнейший момент —ожидаемый результат обучения, его следствия. Составляли, выполняли, исследовали... Что в результате?! 4. Цели развития и воспитания задаются в столь общем виде, что фактически исключается возможность проверки их достижения. Трудно не согласиться с тем, что определение целей обучения через содержание предмета, процесс деятельности учителя или ученика не дают полного представления о предполагаемых результатах обучения. И есть только один способ постановки педагогической цели, ко­ торый позволяет однозначно судить о ее достижении. 5. Диагностичное целеполагание. Цель формируется как планиру­ емый результат деятельности учеников в виде действий, которые может наблюдать и оценивать посторонний эксперт. 3.5.2. Таксономия педагогических целей Б. Блума Само понятие «таксономия» (от греч. taxis — расположение по по­ рядку и nomos — закон) заимствовано из биологии. Оно означает такую классификацию объектов, которая построена на основе их ес­ тественной взаимосвязи и использует для описания категории, распо- ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz