Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
б) объяснить результаты моно-, ди- и полигибридного скрещивания и сцепленного наследования с цитологической и биохимической точки зрения; в) решать задачи (приводились примеры задач разного типа) по сле дующим алгоритмам (приводились схемы решения задач перечисленных типов)». После первого же урока к учителю подошел один из учеников, и со стоялся следующий диалог: - А на «тройку» действительно больше ничего не надо делать(!)? —Нет. Только то, что указано в перечне. - А можно я тогда не буду ходить на ваши уроки по этой теме? — ?! - На «тройку» я и сам подготовлюсь. Если формулировки заданий будут такие же, как здесь. Оказалось, что урок биологии в этом классе был последним по распи санию. В это же время у этого ученика, который собирался поступать в по литехнический институт, стояли занятия с вузовским преподавателем по физике. Учитель согласовал этот вопрос с завучем и родителями, и ученику предоставили свободное посещение уроков по этой теме. Комментируя эту ситуацию, завуч, педагог с большим стажем работы, сказала молодому учителю: «Если бы вы сформулировали цели обучения и требования к зачету иначе, не так категорично, то он (ученик) не ре шился бы пропускать уроки! У нас же не программированное обучение!» Самолюбие начинающего учителя было задето, он залез в материалы по программированному обучению и очень скоро в одной из работ Б. Скиннера выяснил, что учитель не должен ставить перед собой ни каких других целей, которые нельзя было бы опознать в действиях уче ника! 3.5.1. Способы постановки целей обучения Тщательно отбирая учебный материал к предстоящему уроку, об думывая до малейших деталей те методы и средства, которые будут использованы на этом уроке, большинство учителей не придают осо бого значения осмыслению этапа педагогического целеполагания в проектировании обучения и последующей формулировке целей своей деятельности и целей деятельности своих учеников. Обобщая опыт посещения уроков с последующим самоанализом учителями этих уроков, можно выделить пять способов постановки ими целей обучения. 1. Формулировка целей через изучаемое содержание. Например: «Изучить механизм электромагнитной индукции». С методической и тем более технологической точки зрения такая формулировка пе дагогической цели совершенно недопустима. Она, во-первых, не определяет планируемый результат обучения, а только указывает на область содержания, затрагиваемую на уроке, а во-вторых, не ин- 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz