Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
тельной картины развития ученика как субъекта учебно-познава- тельной деятельности. Оно, очевидно, подчиняется еще и более сложным синергети ческим закономерностям, когда эффективными оказываются не только и не столько прямые целевые установки и действия учителя, но совокупность других внешних и внутренних факторов, так назы ваемая скрытая и педагогическая реальность. 3.4.5. Моделирование процесса обучения Антропоцентрическая парадигма образования предполагает, что при выборе той или иной модели обучения педагог должен исходить из некоторых общих положений, подробное описание которых было приведено выше: 1. Объективное существование двух источников целей педагоги ческой деятельности. 2. Приоритет личностно-развивающих ориентиров образования перед всеми другими (предметными, надпредметными, компетент- ностными). 3. Необходимость при целеполагании учитывать уровень и ха рактер развития познавательных и коммуникативных потребностей и способностей ученика. 4. Отбор содержания и выбор технологий обучения, ориентиро ванных на их развитие (принцип дидактического кольца). 5. Адекватность форм и методов контроля характеру и направ ленности процесса обучения. Действия учителя по разработке инструментально-технологичес кого компонента процесса обучения могут быть представлены сле дующим образом. Выбор адекватной целям и содержанию технологии обучения. На пример, при ориентации процесса обучения на предметные резуль таты наиболее эффективными могут быть модифицированная тех нология полного усвоения, технология на основе таксономии Б. Блума, технологии программированного обучения, уровневой дифференциации, концентрированного обучения и т.п. Если основной целью педагогической деятельности на данном этапе выступает развитие исследовательских способностей ученика, то можно использовать хорошо зарекомендовавшие себя в практике работы учителей технологию обучения как учебного исследования, проблемное обучение, проектное обучение и т.п. При необходимости целенаправленного выращивания коммуни кативных и рефлексивных потребностей и способностей учеников хо рошие результаты дают технология коллективной мыследеятель- ности, технология «мастерская знаний» и др. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz