Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

буют, чтобы ученики выкладывали свои познания, и чем больше, тем, конечно, лучше. Обо всем же прочем, что составляет суще­ ственное в образовании, на экзамене в той форме, как он произво­ дится, мало узнаешь. Итак, у школы появляются свои особенные цели, которые отде­ ляются от цели истинного образования...»1 Перед педагогом, выросшим до осознания вопроса «зачем учить?», первоочередной становится задача построения системы целей деятельности, которая, с одной стороны, отражала бы взаимо­ связь между когнитивной (разум) и аффективной (чувства) областями педагогических задач, а с другой — имела бы непосредственный выход на основные компоненты содержания образования. Эта система целей управленческо-педагогической деятельности по развитию личности ученика средствами учебного предмета может быть представлена в следующем виде: Блок 1. Развитие познавательных и коммуникативных потреб­ ностей (запросов) учащихся. 1. Потребность-запрос в знаниях: • мировоззренческих (для формирования собственного миро­ представления и мировоззрения); • ориентировочных (для овладения способами деятельности, адаптации и самореализации); • оценочных (для выработки собственных суждений и оценок тех или иных событий, явлений, фактов). 2. Потребность-запрос в овладении способами деятельности (уме­ ниями): организационно-практическими, интеллектуальными, ис­ следовательскими, коммуникативными, рефлексивными. 3. Потребность-запрос в установлении определенных эмоцио­ нально-ценностных отношений с другими людьми по поводу изуча­ емого материала (сочувствование, сопереживание). Второй блок целей ориентирован на развитие соответствующих способностей учеников. В современной практике обучения способ­ ности понимаются как индивидуальные особенности личности, про­ являющиеся в успешном овладении ею способами деятельности. Результатом освоения того или иного способа деятельности как ком­ понента содержания образования является соответствующее умение (навык). Обучение в данном случае — это путь трансформации опыта осу­ ществления способа деятельности в умение. 1 Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе [Текст) / В.Я. Стоюнин / / Из­ бранные педагогические сочинения. —М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz