Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
связанных с данным предметом (разумеется, если речь не идет о пе дагогическом насилии в любых его проявлениях). Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, создать это ощу щение «нужды», «дискомфорта», во-вторых, показать ученику объект (выбрать соответствующее содержание), на который может быть на правлен мотив его деятельности. Обозначить предмет его деятель ности и тем самым сформировать цель деятельности как предметную проекцию будущего. 3.4.3. Система целей педагогической деятельности Подобное явление, когда заявляемые цели образования входили в противоречие с содержанием образования, можно обнаружить, анализируя и более ранние источники. Так, В. Стоюнин еще в конце прошлого века писал: «...Каждый преподаватель, считающийся специалистом по своему предмету, старается передать своим ученикам как можно больше све дений в интересах своей науки; но у него нет той общей идеи, ко торая бы удерживала его в строгих пределах, определенных разре шенным вопросом, что нужно для общего образования»1. Можно с определенной долей уверенности сказать, что весь ис торический опыт педагогов прошлого, связанный с попытками ре формирования системы образования, в конце концов сводился к по пыткам реализации той или иной системы целеполагания. Либо во главу угла ставились образовательные цели, а развитие ребенка как бы подразумевалось, как само собой разумеющееся, либо главным результатом действия образовательной системы объявлялось раз витие личности, и тогда обучение основам наук становилось сред ством для достижения этой цели... И снова В. Стоюнин: «От неясности высших понятий у него (уче ника. — Прим. авт.) нет твердой опоры ни для мысли, ни для по ступков... Очевидно, что образование не доведено до конца, что ему недостает чего-то самого существенного... Не щадят их физических сил, задавая разные уроки, но не для того, чтобы при этом имелось в виду достигнуть какой-нибудь намеченной педагогической цели, а для того, что нужно выполнить в срок данную программу; она же составлена несоразмерно с назначенным временем, потому что “нельзя же будто бы образованному человеку не знать” всего того, что в ней напичкано; а преподавателю нельзя же не иметь в виду экзаменов, по которым судят об его старании; на экзаменах же тре 1 Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе [Текст] / В.Я. Стоюнин / / Из бранные педагогические сочинения. —М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz