Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
полученные в школе знания, потому что они приобретались вотрыве от формированиясоответствующих потребностейвэтих знаниях. Эмпирический срез. В одной из школ решили провести диспут на весьма деликатную по нынешним временам тему «Что такое жизнь и как она возникла на Земле?». На диспут были приглашены два бывших ученика этой школы, ставшие год назад слушателями духовной семинарии. Со стороны школы выступали пять учеников, которые имели отличные отметки не только по биологии, но и по ряду других предметов. Диспут, рассчитанный на два часа, можно было считать законченным через тридцать минут. «Цвет и гордость школы» были раздавлены не столько знаниями, сколько личным отношением к обсуждаемой теме, убежденностью и безупречной логикой будущих священнослужителей. После диспута я спросил одного из проигравших отличников: «Ну, а сам-то ты как относишься к биохимической гипотезе возникновения жизни и вообще какая из обсуждаемых гипотез тебе ближе?». Его ре акция была весьма показательной: «А какая мне разница!»1. Учитель, используя в своей работе окружающую реальность как источник целей своей деятельности, ставя задачи овладения учени ками нормами существования этой реальности (идеи, концепции, теории, законы), очень часто оставляет как бы в стороне второй ис точник таких целей —собственно развитие ребенка. Такой учитель забывает (а может, и не знает), что эта реальность существует и развивается по своим нормам и законам. Подобная де формация познавательных потребностей порой порождает конфор мизм, т.е. уродует природу человека. Задача и поиск способов выращивания учителем целей деятель ности ученика ставятся и решаются с помощью конкретных педаго гических технологий, которые будут рассмотрены в следующих главах. Отметим важность самоосознания учителем этой сферы своей деятельности. Подавляющее большинство опытных учителей на уровне педагогической интуиции в процессе обучения пытаются до стичь именно этой цели через развитие познавательных потреб ностей учеников. И если это удается, то следующий шаг состоит в том, чтобы пока зать ученику объект (выбрать соответствующее содержание), на ко торый может быть направлен мотив его деятельности, обозначить предмет его деятельности и тем самым сформировать цель деятель ности как предметную проекцию будущего. 1 Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит [Текст] / Д.Г. Левитес. — М.:Изд-во МПСИ, 2001. —256 с. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz