Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Эмперический срез. Учитель не спрашивает об умственных потреб­ ностях ребенка, не старается их пробудить и не заботится об удовле­ творении тех потребностей, которые уже пробудились сами собой. Всякая умственная потребность, являющаяся без призыва, встречается как незваная гостья — а известно, что незваный гость хуже татарина. Такая нескромная потребность обыкновенно считается таким же кап­ ризом, как и всякое другое желание ребенка, не входящее в педагоги­ ческие расчеты воспитателя. Учение не отвечает на вопросы ребенка и никогда не бывает расположено так, чтобы ребенок сам понимал его необходимость...»1 Потребность часто определяют как нужду, недостаток в чем-либо необходимом для жизнедеятельности организма и направленном на устранение этой неудовлетворенности. Ощущение этого противо­ речия в разных психологических построениях трактуется по-разному: жизненныйпорыв, чувственныйпорыв, тенденция, влечение, инстинкт идр. Но чтобы учитель смог не только учитывать, но и в системе раз­ вивать познавательные потребности своего ученика, он прежде всего сам должен осознать двойственную природу педагогических целей, о которой мы говорили выше. Адаптация в окружающем мире, будь то природа или общество, несомненно требует овладения нормами существования этих реаль­ ностей, и значимость приобретенных знаний и усвоенных способов деятельности для этого трудно переоценить. Но чтобы стать полноправным и полноценным субъектом дея­ тельности в этих мирах, чтобы ощущать себя частицей мироздания и одновременно Космосом, могущим вместить в себя это миро­ здание, необходимо этого хотеть. В противном случае освоение учеб­ ного содержания носит формальный характер. Так, человек, имеющий отличные отметки по курсу истории и об- ществознания, может оставаться простым обывателем в круге своего микромира, так и не став гражданином в полном смысле этого слова. Именно поэтому, получая серьезную подготовку по физике, био­ логии и химии, выражающуюся в высоких процентах поступающих в технические вузы, подростки оказываются порой так беспомощны, когда требуется выразить собственное мнение, отстоять свое убеж­ дение, дать оценку при решении мировоззренческих проблем. Сталкиваясь в различных жизненных ситуациях с людьми или обстоятельствами, требующими принятия осмысленного мировоз­ зренческого решения, молодой человек не всегда может применить 1 Писарев ЛИ . Наша университетская наука [Текст] / Д.И. Писарев / / Соч.: в 4т М.: ИХЛ, 1956. - 1 .2 . - С. 127-129. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz