Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Возникновение потребности —первый шаг к выращиванию цели деятельности ученика. Потребность как таковая не имеет предмет­ ного содержания, это, скорее, психическое отражение дискомфорта, нужды в чем-либо. Ученик может и не осознавать, что ему мешает комфортно существовать в этом мире, конкретно на этом уроке, в общении со значимыми для него взрослыми и сверстниками. Эмпирический срез. Родители перевели мальчика в другую школу, и там, волею обстоятельств, он попадает в математический класс. У него еще нет цели — стать хорошим математиком, нет мотива — изучать математику, чтобы не быть белой вороной в этом необычном классе... Первое ощущение можно определить как дискомфорт, как «что- то не так»: на уроке все рвутся к доске, на переменках не носятся по коридорам, а решают задачи, просят у учителя дополнительные за­ дания... Это первое ощущение можно определить как неосознаваемую потребность в снятии возникающего напряжения. Потом уже мотив («я должен быть не хуже других») и цель («надо научиться решать эти задачи»). Но сначала потребность как нужда, как дискомфорт, потреб­ ность как порыв при столкновении с новой неожиданной ситуацией1. Почему выращивание познавательных потребностей учеников счи­ тается не только важной, но, безусловно, первоочередной задачей учителя, без которой невозможно достичь иных дидактических целей? Несмотря на различие взглядов на проблему структуры личности как системы, ядром личности как субъекта сознательной деятель­ ности признается мотивационная сфера человека и прежде всего — его потребности. Являясь внутренней причиной активности лич ­ ности, они чаще других психических явлений бывают мотивами действий и деятельности, чаще и сильнее других переживаются как эмоции и чувства. Кроме того, развитые познавательные потреб­ ности, как и потребности в общественных отношениях, являются предпосылками для развития способностей. В сфере обучения и воспитания категорический императив И. Канта означает, что ребенок не может выступать средством для реа­ лизации целей по усвоению учебного содержания, пока эта деятельность не обусловлена его мотивом, потребностью, интересом. Приведем пример из истории педагогики. «Эта ожесточенная война нисколько не ослабевает тогда, когда начи­ нается книжное учение. Напротив того, книжное учение дает каждый день новые материалы для педагогических распрей... Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит [Текст] / Д.Г. Левитес. — М.: Изд-во МПСИ, 2001. — 256 с. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz