Table of Contents
1
222
Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Предисловие. Школа — флюгер или крепость?
5
Введение. Таксономия проблем школьного образования. Мировые тенденции как драйверы школьных обновлений
8
ЧАСТЬ 1. ДРУГОЙ МИР
12
Глава 1. Глобализация образования и воспитание школьника
12
1.1. Эмпирическое отступление, или Несвоевременные мысли о школе
12
1.2. Ветер перемен
14
1.3. Глобализация в контексте трансформации массового и индивидуального сознания
17
1.4. Как относиться к феномену глобализации?
21
1.5. Глобализация образования
23
1.5.1. Ценности и тенденции глобального образования
25
1.5.2. Глобальные вызовы для системы образования
27
1.6. Возвращение воспитания
37
1.6.1. Немного теории, или Договоримся о языке
41
1.6.2. Ценностные ориентации учеников как основной вектор школьного образования
43
1.6.3. Общественно-педагогический идеал
45
1.6.4. Чем отвечает отечественная школа на вызовы глобализации
47
Список литературы
50
Глава 2. Рынок труда и обновление содержания общего образования
54
2.1. Изменения на формирующемся рынке труда
54
2.1.1. Демография. Миграция. Функциональная неграмотность
56
2.1.2. Обновление спектра профессий
57
2.1.3. Изменения условий труда
60
2.1.4. Требования к работнику
62
2.2. Рынок труда и российское образование
63
2.3. Проблемы профориентации и предпрофильной подготовки
66
2.4. Чему учить будущего выпускника школы, чтобы он оказался востребованным и успешным на рынке труда?
68
2.4.1. Фундаментализация образования или компетентностный подход?
69
2.4.2. Универсальные навыки
72
2.4.3. Как помочь школьнику в выборе будущей профессии
74
Список литературы
76
Глава 3. Цифровизация как глобальный тренд и как вызов системе образования
77
3.1. Договоримся о языке
77
3.2. Человек в информационном обществе
80
3.3. Цифровизация как вызов образованию: возможности, перспективы, риски, угрозы
85
Список литературы
91
Глава 4. Кризис семьи и проблемы взаимодействия семьи и школы
94
4.1. К истории вопроса
94
4.2. Семейное воспитание: взгляды современных ученых
98
4.3. Современная семья и проблемы ее взаимодействия со школой.
104
ЧАСТЬ 2. ДРУГОЙ РЕБЕНОК
114
Глава 5. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире
114
5.1. Эмпирические наблюдения и выводы (теория поколений)
115
5.2. «Зумеры» и Альфа как субъекты образовательной деятельности
119
5.3. Современная наука о современном ребенке: теоретическиеисследования и выводы
124
Список литературы
136
Часть 3 ДРУГАЯ ШКОЛА
138
Глава б. Что не так с нашей школой
138
6.1. Над пропастью... во лжи (эмпирический срез)
138
6.2. Внутренние проблемы школьного образования
144
6.2.1. Цели обучения
144
6.2.2. Что думают о целях школьного образования учителя и ученики
147
6.2.3. Организация обучения: чему учим и как учим
148
6.2.4. Единый государственный... редуктор
151
6.2.5. Проблемы управления
156
6.2.6. «Налицо ощутимая деградация» — мнения экспертов
158
6.2.7. Диагноз: системный кризис
163
Глава 7. Педагогика здравого смысла
166
7.1. «Вернуть» воспитание на урок
166
7.2. Сделать каждый урок феноменом жизни
167
7.3. Возрастосообразная школа и урок как феномен успеха каждого ученика
168
7.4. Урок как феномен культуры
170
7.5. Формирование научного мировоззрения
172
7.6. Формирование универсальных навыков и универсальных компетентностей
173
7.7. Урок как феномен творчества каждого ученика
177
7.8. «Скрытое» образование
179
7.9. «Возвращение» учителя
180
7.10. Ограничения и риски
185
Заключение
189
Приложения
191
Приложение 1. Личность и технология в обучении
191
Приложение 2. Таксономия объектов теоретической педагогики как методологическое основание проектирования в сфере образования (дихотомический подход)
197
Приложение 3. Принцип дидактического кольца как регулятор целеполагания в обучении
208
Оглавление
217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz