Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Предисловие. Школа — флюгер или крепость? 5
Введение. Таксономия проблем школьного образования. Мировые тенденции как драйверы школьных обновлений 8
ЧАСТЬ 1. ДРУГОЙ МИР 12
Глава 1. Глобализация образования и воспитание школьника 12
1.1. Эмпирическое отступление, или Несвоевременные мысли о школе 12
1.2. Ветер перемен 14
1.3. Глобализация в контексте трансформации массового и индивидуального сознания 17
1.4. Как относиться к феномену глобализации? 21
1.5. Глобализация образования 23
1.5.1. Ценности и тенденции глобального образования 25
1.5.2. Глобальные вызовы для системы образования 27
1.6. Возвращение воспитания 37
1.6.1. Немного теории, или Договоримся о языке 41
1.6.2. Ценностные ориентации учеников как основной вектор школьного образования 43
1.6.3. Общественно-педагогический идеал 45
1.6.4. Чем отвечает отечественная школа на вызовы глобализации 47
Список литературы 50
Глава 2. Рынок труда и обновление содержания общего образования 54
2.1. Изменения на формирующемся рынке труда 54
2.1.1. Демография. Миграция. Функциональная неграмотность 56
2.1.2. Обновление спектра профессий 57
2.1.3. Изменения условий труда 60
2.1.4. Требования к работнику 62
2.2. Рынок труда и российское образование 63
2.3. Проблемы профориентации и предпрофильной подготовки 66
2.4. Чему учить будущего выпускника школы, чтобы он оказался востребованным и успешным на рынке труда? 68
2.4.1. Фундаментализация образования или компетентностный подход? 69
2.4.2. Универсальные навыки 72
2.4.3. Как помочь школьнику в выборе будущей профессии 74
Список литературы 76
Глава 3. Цифровизация как глобальный тренд и как вызов системе образования 77
3.1. Договоримся о языке 77
3.2. Человек в информационном обществе 80
3.3. Цифровизация как вызов образованию: возможности, перспективы, риски, угрозы 85
Список литературы 91
Глава 4. Кризис семьи и проблемы взаимодействия семьи и школы 94
4.1. К истории вопроса 94
4.2. Семейное воспитание: взгляды современных ученых 98
4.3. Современная семья и проблемы ее взаимодействия со школой. 104
ЧАСТЬ 2. ДРУГОЙ РЕБЕНОК 114
Глава 5. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире 114
5.1. Эмпирические наблюдения и выводы (теория поколений) 115
5.2. «Зумеры» и Альфа как субъекты образовательной деятельности 119
5.3. Современная наука о современном ребенке: теоретическиеисследования и выводы 124
Список литературы 136
Часть 3 ДРУГАЯ ШКОЛА 138
Глава б. Что не так с нашей школой 138
6.1. Над пропастью... во лжи (эмпирический срез) 138
6.2. Внутренние проблемы школьного образования 144
6.2.1. Цели обучения 144
6.2.2. Что думают о целях школьного образования учителя и ученики 147
6.2.3. Организация обучения: чему учим и как учим 148
6.2.4. Единый государственный... редуктор 151
6.2.5. Проблемы управления 156
6.2.6. «Налицо ощутимая деградация» — мнения экспертов 158
6.2.7. Диагноз: системный кризис 163
Глава 7. Педагогика здравого смысла 166
7.1. «Вернуть» воспитание на урок 166
7.2. Сделать каждый урок феноменом жизни 167
7.3. Возрастосообразная школа и урок как феномен успеха каждого ученика 168
7.4. Урок как феномен культуры 170
7.5. Формирование научного мировоззрения 172
7.6. Формирование универсальных навыков и универсальных компетентностей 173
7.7. Урок как феномен творчества каждого ученика 177
7.8. «Скрытое» образование 179
7.9. «Возвращение» учителя 180
7.10. Ограничения и риски 185
Заключение 189
Приложения 191
Приложение 1. Личность и технология в обучении 191
Приложение 2. Таксономия объектов теоретической педагогики как методологическое основание проектирования в сфере образования (дихотомический подход) 197
Приложение 3. Принцип дидактического кольца как регулятор целеполагания в обучении 208
Оглавление 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz