Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

• это система открытая, имеющая большое количество связей и взаимоотношений с общественной и природной средой; • это система целенаправленная; • это система сложная и многоаспектная; • это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. С учетом этих характеристик становится трудно согласиться с утверждением автора, что воспитание детей в каждой семье можно назвать целостной воспитательной системой с научной точки зрения. Впрочем, далее автор уточняет свою позицию: «По своему су­ ществу любая система семейного воспитания есть не что иное, как проявление субъективности родителя в ее понимании и реали­ зации». С житейской точки зрения с этим утверждением трудно не со­ гласиться: каждый понимает воспитательную систему в силу своего разумения, даже если она (система) в его действиях отсутствует, а воспитание (социализация) в семье носит стихийный, интуи­ тивный характер. А.В. Мудрик, по нашему мнению, более взвешенно и точно опре­ деляет семейное воспитание как «более или менее осознаваемые усилия по взращиванию детей, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответ­ ствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша, де­ вушка,*■. Характеризуя социализирующие функции семьи, автор под­ черкивает, что какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, и раскрывает содержание следующих аспектов семейной социализации: «Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоцио­ нальное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть ком­ пенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние оста­ ется ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается. Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни — это влияние опреде­ ляющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты при­ писываемого ему пола: набор личностных характеристик, особен­ 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz