Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
воспитания детей, появляется интерес общества к семье, ее вос питательному потенциалу, начинают издаваться журналы, адре сованные родителям. Семья становится официально признанным институтом воспитания, а семейная педагогика —самостоятельной отраслью научного знания. 4.2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ В теоретических исследованиях, предметом которых является семейное воспитание, выделяются три явно выраженные позиции. Одна состоит в том, что все, что происходит в семье, относится к воспитанию, другая —что к социализации и третья заключается в том, что семейное воспитание лишь часть семейной социализации, более или менее осмысленная ее часть, и происходит воспитание далеко не в каждой семье. (Правда, остается неясным, как проис ходит социализация в неблагополучных и асоциальных семьях, о которых речь пойдет ниже.) Рассмотрим все три позиции, на примерах некоторых теорети ческих исследований. Л.В. Мардаханов начинает свою статью «Воспитание ребенка в семье»1следующей констатацией: «В семье родители строят свою воспитательную систему. Такая система формируется на основе личного опыта родителей, полученного в своих семьях, “обогащен ного” данными литературы и советами других людей, к которым они прислушивались в процессе воспитательной деятельности». Такой подход в понимании воспитательной системы входит в явное противоречие со сложившимися в науке представлениями 0 содержании понятия «воспитательная система», основные харак теристики которой как социально-педагогического явления боль шинство исследователей сводят к следующим: • это система общественная, и ее функционирование осуще ствляется согласно с законами социального развития; • это система педагогическая и подразумевает реализацию целого ряда педагогических задач, для решения которых применя ются многообразные формы, приемы и методы; • это система ценностно-ориентированная, признающая ис ключительно гуманистический стиль взаимоотношений между вос питателем и детьми; • это система целостная, состоящая из компонентов, связь и взаимодействие которых дает возможность ей работать как единое целое; 1 См.: Мардахаев Л.В. Воспитание ребенка в семье / / Педагогическая наука и практика. 2014. № 3 (5). С. 24-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vospitanie-rebenka-v-semie. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz