Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Но так как часто родители или не способны воспитывать детей или вследствие занятия служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, чтобы в каждом госу дарстве образование юношества, вместе с правом наказания, поручалось мужам мудрым, благочестивым и почтенным (вы делено мной. —Авт.). Их зовут педагогами, магистрами, наставниками и учителями, а места, назначенные для таких занятий, коллегиями, гимназиями, школами ...»'. Четвертый этап в истории развития отношений и взаимодей ствия семьи и школы в работе М.Н. Поповой характеризуется как взаимодействие на основе сотрудничества, в котором школа создает условия для взаимодействия с семьей обучающегося, а в семье происходит осознание необходимости участия в образо вании ребенка. К концу XIX века в ряде стран принимаются законы, ограни чивающие детский труд и обязывающие детей посещать школу. Основной деятельностью ребенка становится учение Общество начинает осознавать необходимость сочетания семейного воспи тания со школьным, поскольку социально-экономические условия жизни в индустриальном обществе напрямую начинают зависеть от уровня образования и воспитания человека. Пятый этап в периодизации развития семейного и школьного взаимодействия в образовании детей в данной работе охаракте ризован как социальное партнерство равноправных субъектов процесса образования, согласованно создающих единое образо вательное пространство. В начале XX столетия возникает мысль о важности организации плодотворного взаимодействия семьи и школы. П.П. Блонский писал, что нельзя механически пытаться сочетать деятельность семьи и общества в формировании личности ребенка, необходимы союз и взаимодействие этих важных инсти тутов2. В.А. Сухомлинский выделил и обосновал принцип непре рывности и единства общественного и семейного воспитания, по строенный на доверии и сотрудничестве педагогов и родителей'*. Таким образом, в XX веке исчезает обособленность семьи от школы, возникает стремление к согласованности в вопросах 1 См.: Коменский Я.А. Материнская школа / пер. Д.Н. Королькова; под ред А.А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1947. 104 с. 2 См.: Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические сочи нения: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. 304 с. 1 См.: Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988. 304 с. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz