Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
должен заключать брак, полезный для государства, а не только наи более приятный для самого себя»), мыслитель признавал первосте пенную роль государственного воспитания. Квинтилиан предпочитал организованное школьное образо вание домашнему: -«Свет хорошей школы лучше одиночества семьи*, где «учитель подобно отцу должен приучать питомца мы слить и действовать самостоятельно»1. Эти мыслители подчерки вали диаду школьного и семейного воспитания: важность семейного воспитания в раннем возрасте и необходимость обучения в школе как одного из важных условий формирования гражданина —чело века государства. И если еще раз вернуться к Платону, то в его размышлениях о том, как должно быть устроено государство, обращает на себя внимание вот это высказывание: «У нас остается еще одна госу дарственная должность (касающаяся того, о чем речь была выше), состоящая во всевозможном попечении о воспитании мальчиков и де вочек. Пусть во главе этого дела стоит, согласно законам, одно долж ностное лицо, достигшее не менее пятидесяти лет и имеющее закон норожденных детей, лучше всего и сыновей, и дочерей или по крайней мере хоть кого-то из них. Как избиратель, так и избираемый должны понимать, что эта должность гораздо значительнее самых вы соких должностей в государстве... Мы считаем человека существом кротким. Да, если его счастливые природные свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится крот чайшим и божественнейшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это — самое дикое существо, какое только рождает земля. Поэтому законодатель не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать законодатель»2. Возвращаясь к работе М.Н. Поповой, точнее, к ее попытке пе риодизации истории взаимодействия семьи и школы, то второй этап исследователь характеризует как пассивные отношения, когда семья и школа существуют относительно обособленно, и в качестве примера описывает церковные школы средневековья, которые вос питывали в духе слепой веры католической церкви подчинению священной знати. Родители, отдавая детей в школу, не вмешива лись в образовательный процесс, и их роль в системе организо ванного школьного образования продолжала быть пассивной и ни чтожной. В школах не учитывалось мнение семьи обучающегося, широко применялось телесное наказание детей, так как физическое 1 См.: Квинтилиан М.Ф. О воспитании оратора: книга первая / / Педагогия. URL: http://pedagogia.pro/node/93. 2 Платон. Законы VI: платоновское философское общество / / СПбГУ. URL: https://plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/LosevH/0407.htm. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz