Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

«Цифровая школа» — механизм создания кастового общества с жесткой системой контроля и селекции. Это цифровой вариант педологии, при котором определять судьбу ребенка будет искус­ ственный интеллект на основе новейших «достижений » нейронаук и генетики, приобретающей уже все признаки евгеники. Сегодня перестройка системы образования переходит к завер­ шающему этапу, и власть открыто взяла курс на цифровое обу­ чение, ярким воплощением которого стала Московская электронная школа (МЭШ), служащая, в свою очередь, основой для Российской электронной школы (РЭШ), означающей использование планшетов, смартфонов, связанных по Wi-Fi с интерактивными досками, элект­ ронных учебников, электронной библиотеки с обучающими компью­ терными играми и пр. Естественно, это вписывается в мировую программу создания «цифрового общества», частью которой является российская прог­ рамма цифровизации, разработанная по инициативе все того же Всемирного банка. Но если говорить более конкретно, то концепту­ альной основой цифровой школы является форсайт-проект «Об ­ разование -2030»'. *** Завершая разговор о цифровизации образовательной системы как одном из вызовов современному образованию, считаем необхо­ димым подчеркнуть следующие три обстоятельства: 1. В школьном образовании важны не только и не столько усвоение знаний и способов деятельности (предметные результаты обучения), но —и это прежде всего! — личностные и социальные эффекты: воспитание, развитие, социализация, самоактуализация и самоопределение школьника. «Цифра» такие задачи пока не ре­ шает. 2. Школьный учитель —это не только эффективный препода­ ватель, готовящий ученика к ВПР, ОГЭ, и ЕГЭ, —это прежде всего педагог-антропотехник, для которого профессионально значимые личностные качества, такие как самоактуализация в профессии, эм­ патия и владение вербальными и невербальными коммуникациями, имеют гораздо более важное значение для осуществления профес­ сиональных обязанностей, нежели владение информационно-ком- муникационными технологиями. 3. Возможности цифрового обучения напрямую связаны с фи­ нансовыми возможностями как образовательных организаций, так 1 См.: Четверикова О. Цифровизации —финальный этап ликвидации рос­ сийской школы / / Regnum. URL: https://yandex.ni/turbo/s/regnum .ru/ news/2639995,html. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz