Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
ряда их директоров и других экспертов в сфере образования, в бли жайшие несколько лет изменения в школах будут происходить в логике следующих трендов: 1. Формирование у школьников так называемых универсальных навыков. 2. Более широкое включение в обучение элементов игры (гейми- фикация). 3. Персонализация обучения: для каждого ученика созда ется уникальная программа (траектория) обучения, состоящая из курсов и предметов (а также сроков их изучения), к которым у ученика есть интерес и талант и которые позволят ему <*искать себя » сразу в нескольких отраслях. 4. « Город как школа». Усилится позиция неинституциональ ного образования, т.е. образования вне школы. 5. Проекты и коллаборация. Преобладающим форматом станут различные формы коллективной (коллаборативной), ко мандной работы, для чего будут внедряться проектные схемы по строения образовательной деятельности. 6. Переформатирование практики профориентационной работы. Ориентация на выбор конкретных профессий уйдет в прошлое, уступив место определению оптимального для учащегося типа карьеры, барьеров и точек роста. 7. Новый взгляд на формирование ключевых (универсальных) компетентностей (компетентность мышления, компетент ность взаимодействия с другими, компетентность взаимодействия с собой). Этот перечень можно продолжить, но остановимся и зададимся вопросом: как соотносятся случившиеся и предстоящие изменения школьного образования с логикой инновационного и проектиро вочного процессов? Любой педагогический проект начинается с вычленения проблемы, на решение которой он направлен и которая не может быть решена имеющимися средствами. Каждый раз приступая к проектированию различных объектов педагогической реальности, будь то образовательные системы, образовательный процесс или образовательная ситуация, субъект проектирования, рефлексируя собственный опыт и анализируя сложившуюся образовательную реальность, вычленяет ключевую проблему, на решение которой и направлен педагогический проект. Вот почему создание реальных (не учебных) педагогических проектов затруднено со студентами: у них отсутствует тот самый опыт практической педагогической деятельности, рефлексируя ко торый можно актуализировать проблему и обосновывать необходи мость создания проекта. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz