Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

ряда их директоров и других экспертов в сфере образования, в бли­ жайшие несколько лет изменения в школах будут происходить в логике следующих трендов: 1. Формирование у школьников так называемых универсальных навыков. 2. Более широкое включение в обучение элементов игры (гейми- фикация). 3. Персонализация обучения: для каждого ученика созда­ ется уникальная программа (траектория) обучения, состоящая из курсов и предметов (а также сроков их изучения), к которым у ученика есть интерес и талант и которые позволят ему <*искать себя » сразу в нескольких отраслях. 4. « Город как школа». Усилится позиция неинституциональ­ ного образования, т.е. образования вне школы. 5. Проекты и коллаборация. Преобладающим форматом станут различные формы коллективной (коллаборативной), ко­ мандной работы, для чего будут внедряться проектные схемы по­ строения образовательной деятельности. 6. Переформатирование практики профориентационной работы. Ориентация на выбор конкретных профессий уйдет в прошлое, уступив место определению оптимального для учащегося типа карьеры, барьеров и точек роста. 7. Новый взгляд на формирование ключевых (универсальных) компетентностей (компетентность мышления, компетент­ ность взаимодействия с другими, компетентность взаимодействия с собой). Этот перечень можно продолжить, но остановимся и зададимся вопросом: как соотносятся случившиеся и предстоящие изменения школьного образования с логикой инновационного и проектиро­ вочного процессов? Любой педагогический проект начинается с вычленения проблемы, на решение которой он направлен и которая не может быть решена имеющимися средствами. Каждый раз приступая к проектированию различных объектов педагогической реальности, будь то образовательные системы, образовательный процесс или образовательная ситуация, субъект проектирования, рефлексируя собственный опыт и анализируя сложившуюся образовательную реальность, вычленяет ключевую проблему, на решение которой и направлен педагогический проект. Вот почему создание реальных (не учебных) педагогических проектов затруднено со студентами: у них отсутствует тот самый опыт практической педагогической деятельности, рефлексируя ко­ торый можно актуализировать проблему и обосновывать необходи­ мость создания проекта. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz