Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

знаковая система: слова, тексты, графики (значения). Знание — субъективная подструктура личности, способность действовать на основе информации (смыслы). 8. Тотальная индивидуализация приводит к потере воспита­ тельной функции образования: цифровое обучение, но не образование. 9. Good by Teacher? Учитель, преподаватель оказывается не­ нужным цифровому обучению. 10. Вместе с устранением преподавателя и общения с ним исче­ зает социальная ситуация развития, «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский). 11. Встраивание цифрового обучения в традиционное усиливает недостатки обоих. 12. Компьютер является воплощением строгой математической и инженерной мысли, а в основе образовательного процесса лежат психолого-педагогические, во многом субъективные закономерности деятельности преподавателей и обучающихся, начиная с. их моти­ вации и заканчивая интуицией и личностным смыслом передаваемой и получаемой информации. Поэтому многие авторы считают препо­ давание искусством, а оно неповторимо'. Считаем необходимым и целесообразным расширить этот пере­ чень, обратив внимание на следующие угрозы и риски цифрового обучения, которые представляют сегодня серьезный вызов отече­ ственной системе общего образования: 1. Уже сейчас формируется тенденция упрощения и «прими­ тивизации», отказа от сложных форм образовательной, воспита­ тельной, культурной и общей интеллектуальной активности. Еще, казалось бы, совсем недавно учитель, готовясь к уроку, к родитель­ скому собранию или предстоящему внеклассному или внешколь­ ному мероприятию, «обкладывался» книгами, научными, научно- методическими журналами, составляя свой неповторимый педа­ гогический продукт, используя и расширяя свой общекультурный и педагогический багаж. Так происходило его профессиональное и творческое развитие (педагогика, как известно, —это не только наука, но и искусство). Сегодня в этом нет нужды: в интернете можно найти все, на­ чиная от готовых разработок уроков для любого класса и по любой теме и заканчивая готовым сценарием школьного новогоднего праздника —весь этот набор методических услуг, предоставляемый интернетом, не только препятствует развитию педагогического творчества и угрожает приостановкой профессионального роста, но и приводит к опасному упрощению и примитивизации юве­ 1 См.: Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспек­ тивы / / Электронный научно-публицистический журнал «Homo cyberus». 2019. № 1 ( 6 ). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_l_2019. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz