Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
И перед тем как перейти к детальному рассмотрению этих во просов, необходимо опять же договориться о языке, т.е. о содер жании ведущих понятий обсуждаемой темы. Так, широко используемое (в том числе и в данной работе) сло восочетание «цифровизация образования» с дидактической точки зрения является неправомерным и даже ошибочным: содержание понятия «образование» как процесса включает в себя, помимо обучения, еще воспитание и развитие (триединая дидактическая цель). И здесь мы готовы согласиться с академиком А.А. Вербицким, утверждающим, что «компьютер “не занимается” воспитанием обучающихся»1. Исходя из этого, с педагогической точки зрения более право мерно использовать выражение «цифровое обучение». Если оглянуться на несколько лет назад, когда цифровое обу чение и цифровая система образования делали свои первые шаги в школе, нельзя не выделить то положительное, что принесли с собой в проектирование, организацию образовательного процесса инструменты и технологии цифровизации: 1. В образовательный процесс начали активно внедряться ин формационно -коммуникационные технологии. 2. Компьютер в образовании стал средством, с помощью кото рого обучают, инструментом повышения эффективности педаго гической деятельности, научно-исследовательской работы, а также компонентом системы управления образованием. 3. Расширение масштабов внедрения информационных тех нологий в процесс обучения, в результате чего учебные занятия обретают новые формы, а общение между субъектами образо вания становится опосредованным, виртуализируется. Учебный процесс перестает ассоциироваться с необходимостью присут ствия преподавателя и студента в единой пространственно-вре менной среде. Благодаря применению новейших технологий и средств связи (интернет, средства мультимедиа) становится возможным транслировать знания, осуществлять обратную связь и проводить контроль результатов обучения в удаленном режиме. 4. Виртуальные классы — онлайн-обучающая среда, бази рующаяся на интернете с доступом к ней через портал или спе циальное программное обеспечение. 5. Вебинары (англ. webinar) — онлайн-семинары, веб-конфе ренции, онлайн-встречи, уроки или презентации через интернет; 1 См.: Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспек тивы / / Электронный научно-публицистический журнал «Homo cyberus». 2019. № 1 ( 6 ). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_l_2019. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz