Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
важно знать другое —может ли он хорошо провести предстоящую операцию, т.е. насколько он компетентен. Если я, директор школы, принимаю на работу молодого учителя, то меня меньше всего интересует «цвет» его диплома. Мне важно выяснить: он может спланировать и провести современный урок? сумеет подготовить и организовать родительское собрание? спра вится ли со школьной документацией? сможет ли психологически аргументированно и на личностном уровне разрешить возникшую в классе конфликтную ситуацию? Если он все это умеет делать (а компетентность выявляется и оценивается только в дея тельности), то я возьму его на работу независимо от того, какая у него в дипломе оценка по курсам « Конфликтология» или «Общая дидактика». Именно этот компетентностный (а по сути, прикладной) подход реализуется при отборе и конструировании содержания общего об разования и организации процесса обучения. Так, в области образовательной политики предполагается1: • Определение результатов образования не в терминах осваи ваемого материала, а в терминах готовности учащихся различных ступеней школьного образования решать задачи из реальной жизни. • Включение в ожидаемые результаты освоения образо вательной программы не только предметных компетентностей, но и универсальных (метапредметных), а также личностных харак теристик (ценностей, установок). • Метапредметные образовательные результаты —результаты, освоенные обучающимися при изучении учебных предметов (всех или нескольких), обобщенные (надпредметные) способы деятель ности, используемые в образовательном процессе и повседневной жизни. Но как бы ни относиться к самой идее компетентностного под хода к модернизации содержания школьного образования, абсурд ситуации состоит в том, что эти декларации о необходимости фор мирования компетентностей сталкиваются с невозможностью их реализации в сегодняшней школе: • ФГОС не содержат четкого перечня универсальных (клю чевых) компетентностей. Нет преемственности между уровнями образования. 1 См.: Фрумин ИД., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Уни версальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тен денциях трансформации школьного образования / под ред. И. Гумерова. Серия: Современная аналитика образования. НИУ «ВШЭ», 2018. С. 10-14. URL: https://ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz