Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
есть база. Ему не придется при смене технологии или заказа все на чинать с нуля, переучиваться»1. Однако в педагогической практике и в науке отсутствует об щепринятое определение феномена «фундаментализация образо вания». В данной работе и в контексте обсуждаемой проблемы (обще ство и образование: вызовы и ответы) мы рассматриваем фунда- ментализацию образования в двух аспектах: Во-первых, это более углубленное изучение выбранного на правления (научная дисциплина, учебный предмет) на понятийно теоретическом и концептуальном уровнях, что позволит в будущем критически осмысливать происходящие в этой области изменения и осваивать новые знания в процессе самообразования, повышения квалификации и переподготовки. Во-вторых, интеграция естественно-научного и гуманитарного знания как условие формирования целостной, научно обосно ванной и личностно значимой картины мира (научное мировоз зрение), позволяющей сохранять психологическую устойчивость и более объективно и осознанно воспринимать и осмысливать реалии стремительно меняющейся действительности. Второй подход — компетентностный, — являясь сугубо при кладным, ориентирует школу на необходимость формирования у выпускника так называемых предметных и ключевых (универ сальных) компетентностей (не путать с компетенцией!). При всем множестве и разнообразии существующих в лите ратуре дефиниций понятий «компетенция» и «компетентность» в данной работе мы полагаемым необходимым и достаточным оста новиться на следующих определениях: Компетенция — круг задач (полномочий), которые ставит перед человеком жизнь, профессия («В компетенцию завуча входит...»). Компетентность — интегральное качество личности , опи сывающее ее готовность к решению этих задач (выполнению полномочий) и включающее в себя знания и опыт деятельности в данной области, а также характер мотивации к данному виду деятельности. Образно выражаясь, компетенция —это характеристика места, а компетентность — это характеристика лица. Если я ищу хирурга для предстоящей сложной операции, то для меня не имеет значения, какие отметки у него были на втором курсе при изучении гистологии или на первом — по истории медицины. Мне ' См.: Садовничий В. Главное преимущество российской системы об разования — фундаментальность подготовки / / rg.ru. URL: https : / / rg.ru/2008/05/15/sadovnichy.html. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz