Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

2.4.1. Фундаментализация образования или компетентностный подход? В кругу людей, определяющих стратегию (стратегии?!) модерни­ зации отечественного образования, доминируют два прямо проти­ воположных ответа на вопрос «Чему учить будущего выпускника школы, чтобы он оказался востребованным и успешным на рынке труда?»-. Первый заключается в необходимости формирования фунда­ ментальных знаний (основные теории и концепции естественно­ научного и математического образования), которые могут стать фундаментом единой целостной научной картины мира в сознании школьника как предпосылки формирования его научного мировоз­ зрения. Это мировоззрение хотя и является пролонгируемым ре­ зультатом обучения, с трудом подвергаемым любым квалиметри- ческим измерениям, тем не менее представляет собой личностный результат и социальный эффект общего образования. Именно он позволяет не только уберечь выпускника школы от любых мракобесных и ментально чужеродных заблуждений, но и воспринимать новые знания из различных областей науки и междисциплинарных исследований, тем самым обновляя и до­ страивая собственную научную картину мира на основе посту­ пающей новой информации. Отечественная школа традиционно стремилась заложить у своих учеников основы фундаментального образования, и се­ годня, в условиях хронической модернизации образования, звучат призывы обеспечить приоритет его фундаментальности, с которой многие педагоги-практики и исследователи в нашей стране и за рубежом связывают уровень образованности и куль­ туры общества, возможность предотвращения цивилизационных кризисов. «Главное преимущество российской системы образования — фундаментальность подготовки. У нас единственная в мире обра­ зовательная система, которая не сразу нацелена на работодателя. Готовить специалиста для работодателя — значит сузить подго­ товку. А я сторонник фундаментальных знаний. Такому подходу к образованию меня учил великий академик Колмогоров. Он читал у нас лекции на мехмате, и я горжусь, что был его учеником. Так вот, он всегда говорил, что готовить узкого специалиста — это ко­ лоссальная ошибка. Надо давать широкие знания, а предметную спе­ циализацию выпускник вуза приобретет в процессе работы. Причем сделает это скорее и успешнее, нежели тот, кто подготовлен узко. Потому что у человека, обладающего фундаментальными знаниями, 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz