Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

• Ограничения системы образования —1: 1. Существующая система неплохо снабжает рынок базовыми навыками, запас базовых навыков растает с возрастом, опытом и уровнем образования. 2. Система ориентирована на развитие технических/профессио­ нальных навыков и не справляется с задачей развития дефицитных навыков: — Профессиональные стандарты лишь отчасти задают требо­ вания к формированию компетентностей и навыков, особенно дефи­ цитных; — Образовательные программы и технологии ориентированы на традиционный результат — знания, освоение техники деятель­ ности, решение профессиональных задач вне социального контекста (постановка задачи, обсуждение решения, достижение договоренно­ стей, убеждение и пр.); — Задача развития навыков декларируется (например, в обра­ зовательных программах), но на практике не реализуется /с и м у л и ­ руется; — Создаются искусственные институциональные препятствия для раннего знакомства студентов с рынком труда, получения опыта работы; — Отсутствует система заинтересованного внешнего контроля качества (образовательных результатов, программ и пр.). • Ограничения системы образования —2: 3. Не сформирована система дополнительного образования, по­ зволяющая гибко реагировать на актуальные запросы рынка труда. 4. Традиционная компетентность педагогов: — Педагоги не владеют технологиями развития навыков; — Отсутствуют / не используются технологии оценки навыков преподавателями. 5. Студенты: — Отсутствуют целевые установки, требующие выстраи­ вания образовательной траектории, ориентированной на успешный выход на рынок труда, а не только на получение диплома; — Существующие требования к прохождению практики не ис­ пользуются в полной мере; — Завышенные ожидания от системы образования. 6. Сильная информационная асимметрия. 7. Работодатели преимущественно вкладываются в р а з ­ витие профессиональных технических навыков своих сотрудников, а вторую часть проблемы — нехватку социальных навыков и когни­ тивных навыков высокого порядка — они не решают. • Рекомендации —1: 1. Предоставить целевую поддержку программам развития приоритетных навыков: специальные фонды, массовые индивиду­ альные гранты. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz