Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Ключевым из последствий технологических трендов на гло­ бальном рынке труда становится распространение явления так на­ зываемых «лишних людей» —тех сотрудников, чей базовый уровень квалификации не позволит сохранить рабочее место в конкуренции с автоматизацией. «Лишние люди» в условиях современной эконо­ мики могут пополнять ряды неформальной занятости или даже стать источником социальной напряженности »*. 2.1.4. Требования к работнику Этот, постоянно обновляющий условия работы, рынок труда предъявляет новые требования не только к знаниям и компетент­ ностям своих работников, но и к их профессионально значимым личным качествам. К ним относятся в первую очередь: • высокая стрессоустойчивость, • гибкость мышления, • адаптивность и креативность, • готовность к организации самостоятельной деятельности в непривычных условиях, • готовность к командной работе в разных регионах и с отлича­ ющимися друг от друга стандартами и технологическими системами, • способность в сжатые сроки и при ограниченных ресурсах р е ­ ализовывать проекты, • системное мышление, а также развитые лидерские качества, • когнитивные компетенции, навыки эмпатии. Оптимисты считают, что к 2030-м гг. в развитых странах для человека останется преимущественно такая работа, которую авто­ матика, роботы и искусственный интеллект не смогут выполнить по причине ее «простоты» (экономически неэффективно) или, на­ оборот, высокой сложности. Значительная часть рабочей произ­ водственной деятельности станет творческой. Сформируются условия для рационального, персонального по­ требления, для создания уникальных продуктов. Мода на «лампо- вость», на уникальность и «хендмейд» возрастет. Учиться многим вещам тоже предстоит удаленно, однако высокая мотивация в сфере дистанционного образования —удел немногих обучающихся. В этих условиях такой навык, как умение учиться, приобретает новое содержание и повышенную актуальность2. 1 См.: Галанова К.В. Рынок труда будущего. Основные тренды / / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 4-1. С. 59-62. 2 См.: Ключевые направления развития российского образования для до­ стижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye- uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz