Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Ключевым из последствий технологических трендов на гло бальном рынке труда становится распространение явления так на зываемых «лишних людей» —тех сотрудников, чей базовый уровень квалификации не позволит сохранить рабочее место в конкуренции с автоматизацией. «Лишние люди» в условиях современной эконо мики могут пополнять ряды неформальной занятости или даже стать источником социальной напряженности »*. 2.1.4. Требования к работнику Этот, постоянно обновляющий условия работы, рынок труда предъявляет новые требования не только к знаниям и компетент ностям своих работников, но и к их профессионально значимым личным качествам. К ним относятся в первую очередь: • высокая стрессоустойчивость, • гибкость мышления, • адаптивность и креативность, • готовность к организации самостоятельной деятельности в непривычных условиях, • готовность к командной работе в разных регионах и с отлича ющимися друг от друга стандартами и технологическими системами, • способность в сжатые сроки и при ограниченных ресурсах р е ализовывать проекты, • системное мышление, а также развитые лидерские качества, • когнитивные компетенции, навыки эмпатии. Оптимисты считают, что к 2030-м гг. в развитых странах для человека останется преимущественно такая работа, которую авто матика, роботы и искусственный интеллект не смогут выполнить по причине ее «простоты» (экономически неэффективно) или, на оборот, высокой сложности. Значительная часть рабочей произ водственной деятельности станет творческой. Сформируются условия для рационального, персонального по требления, для создания уникальных продуктов. Мода на «лампо- вость», на уникальность и «хендмейд» возрастет. Учиться многим вещам тоже предстоит удаленно, однако высокая мотивация в сфере дистанционного образования —удел немногих обучающихся. В этих условиях такой навык, как умение учиться, приобретает новое содержание и повышенную актуальность2. 1 См.: Галанова К.В. Рынок труда будущего. Основные тренды / / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 4-1. С. 59-62. 2 См.: Ключевые направления развития российского образования для до стижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye- uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz