Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
А если школа и должна меняться, то когда, почему и как? О чем эта книга В этой книге делается попытка теоретического и эмпирического обоснования следующих тезисов: 1. Любое содержательное или технологическое новшество должно становиться задачей педагогического проектирования только после выявления и анализа проблемы, которая не может быть решена с помощью имеющихся средств. В противном случае внедрение такового новшества в массовую образовательную практику носит конъюнктурный характер. 2. Проблемы-вызовы, с которыми сталкивается школьное об разование сегодня ( глобализация и цифровизация всех сфер челове- ческой жизни, меняющийся рынок труда, кризис современной семьи, изменения в характеристиках и динамике развития современного ребенка, проблемы управления, отбора и конструирования содер жания общего образования, а также организации образовательного процесса), находятся в таксономической соподчиненности, и от- веты-решения не могут противоречить друг другу и должны носить согласованный характер. 3. Каждая образовательная система имеет ограниченный обра зовательный потенциал, что не позволяет ей решать одновременно множество задач, особенно тех, которые находятся в методологиче ском или организационном противоречии друг с другом 4. В условиях, когда родители, учителя, общество, государство, высшая школа и формирующийся рынок труда не в состоянии «до говориться» о значимости, последовательности и способах решения встающих перед школой проблем-вызовов, сама школа, опираясь на достоверное педагогическое знание, должна стать крепостью, отстаивающей и защищающей интересы своих учеников и выстра ивающей свою деятельность, формируя у них: — ценностные ориентации; — целостную, эмоционально значимую научную картину мира как предпосылку формирования научного мировоззрения; — универсальные навыки и компетентности как условия успешной самореализации в различных видах деятельности. 5. Механизмами достижения поставленных целей могут стать: — ревизия целей педагогической деятельности и отказ от Еди ного государственного экзамена как системообразующего компо нента этой деятельности; — проектирование и организация урока как феномена жизни, культуры и успеха каждого ученика; — возвращение воспитания на урок («воспитывающее обучение»); — проектирование и организация возрастосообразной школы как образовательного пространства, ориентированного на психоло гические установки учеников разных ступеней обучения; 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz