Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Другой мир Другой ребенок Другая школа Предисловие. Школа — флюгер или крепость? Начало XX века: Русско-японская война. «Кровавое воскресенье ». Первая русская революция. Гибель русского флота возле острова Цусима. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Начало проведения столыпинской аграрной реформы. Ленский рас­ стрел. Февральская буржуазно-демократическая революция. Про­ возглашение России республикой. Вооруженное восстание в Петро­ граде. Свержение Временного правительства... Привычный мир трещит и разваливается, а российские гимна­ зисты, как и их ровесники в XIX веке, изучают на уроках Закон Божий, русский, греческий, французский языки, латынь, фило­ софию, математику, историю... Сравним: за последние 30 лет отечественная школа, находясь в со­ стоянии хронической модернизации и реформирования, ежегодно обновляет содержание общего образования на концептуальном, нормативно-правовом, теоретическом и технологическом уровнях. Десятки новых концепций, моделей и программ, касающихся со­ держания общего образования и организации образовательного процесса, и, как следствие, —затруднение функционирования и раз­ вития школы как социального института, рост растерянности, недо­ верия, пессимизма и раздражения в педагогическом сообществе. *** Один из фундаментальных вопросов, касающихся обновления отечественного школьного образования, можно сформулировать следующим образом: Должна ли школа брать на себя ответственность за вызовы стремительно и непредсказуемо меняющегося мира и каждый год перестраивать свои образовательные программы и учебные планы? Или, отвечая своему изначальному менталеобразующему и развивающему предназначению, она должна оставаться островом и крепостью, защищающей обоснованные педагоги­ ческой наукой закономерности и принципы отбора содержания образования и построения процессов обучения и воспитания подрастающего поколения? 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz