Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
и к тому же выросло на англосаксонской массовой культуре, не по нимает и не чувствует опасности, не видит крысолова, который иг рает на своей дудочке под окнами спален их детей. («Гамелънский крысолов » — персонаж немецкой средневековой легенды, который с помощью колдовства увел из города детей, сги нувших потом безвозвратно.) 2. Учителям, «замордованным» подготовкой к ЕГЭ и необъ ятной плановой и отчетной документацией, не до воспитания. 3. Про отечественные средства массовой информации, как и транслируемые ими «образцы» успешной самореализации «звезд» отечественной поп-культуры и медиакоммуникаций, гово рилось выше: для дела воспитания они не помощники, а скорее, наоборот. 4. И главное: с профессионально-педагогической точки зрения было бы непредусмотрительно игнорировать тот факт, что вво димые инновации будут иметь пролонгированный социально педагогический эффект при работе с младшими школьниками, но окажутся малорезультативны при работе со старшеклассни ками, ценностные ориентации большинства которых уже сфор мированы. И мы заканчиваем эту главу извечным русским вопросом «Что делать?». Ответ прост и стар как мир: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». У нас остается урок! Но не тот урок, который стоит в школьном расписании и ко торый проводится по строго регламентированной технологической карте, а урок, который определен в Толковом словаре С. Ожегова как « нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для бу дущего. “Уроки истории". “Получить хороший урок”. “Это ему урок на будущее”. “Извлечь урок”». И таких уроков каждый ученик за время учебы в школе полу чает около 11 ООО! Это 11 ООО специальным образом организованного взаимодей ствия учителя и учеников, в ходе которого учитель, даже если он не является сторонником «воспитывающего» обучения, — хочет он этого или не хочет, осознает или не осознает, —осуществляет свое воспитательное воздействие на своих учеников. Это означает, что именно на уроке ученик может и должен получать жизненно необходимый опыт формирования эмоци- онально-ценностных отношений не только и не столько к учеб ному содержанию, сколько к тем областям человеческой культуры и человеческих отношений, которые затрагивает данное учебное содержание: Жизнь, Здоровье, Семья, Любовь, Родина, Труд, По знание... 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz