Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

1.6.4. Чем отвечает отечественная школа на вызовы глобализации Государство и Церковь это поняли раньше, чем общество; во всяком случае действия, которые они предпринимают, прямо ори­ ентированы на формирование у нового поколения молодых рос­ сийской гражданской идентичности и духовно-нравственных цен­ ностей. Так, на государственном уровне внесен целый ряд изменений в законодательную базу образования: — в Федеральный закон Российской Федерации «Об обра­ зовании в Российской Федерации» внесена специальная статья о воспитании (ст. 2), в которой раскрывается его содержание: воспитание —деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обуча­ ющегося на основе социокультурных, духовно-нравственных цен­ ностей и принятых в обществе правил и норм поведения в инте­ ресах человека, семьи, общества и государства: — внесены изменения в Профессиональный стандарт педа­ гога. Так, в частности, одна из трудовых функций педагогического работника сформулирована следующим образом: «Реализация со­ временных, в том числе интерактивных, форм и методов воспита­ тельной работы, используя их как на занятии (выделено мной. — Авт.), так и во внеурочной деятельности. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. Проек­ тирование и реализация воспитательных программ». Обращает на себя внимание тот факт, что в этом документе речь идет о воспитательной работе не только во внеурочной деятель­ ности, но и в проектировании и организации урока (о чем подроб­ нейшим образом остановимся ниже). Внесены изменения и в Федеральные государственные стан­ дарты третьего поколения. Так, в частности, в направлении гра­ жданско-патриотического воспитания декларируется: • осознание учащимися российской гражданской идентич­ ности, проявление интереса к познанию русского языка, истории, культуры РФ, своего края и народов России; • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реали­ зации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; • в духовно-нравственном воспитании —ориентация на мо­ ральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz