Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтате­ лями... Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способ­ ность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать — думать) и неспособность что-нибудь делать — вот плоды такого воспитания »'. Эти слова, написанные великим российским педагогом более ста лет назад, остаются актуальными и по сей день. 1.6.3. Общественно-педагогический идеал Отсутствие четкой привлекательной футу­ рологической модели — ахиллесова пята совре­ менной России. Юрий Поляков В 90-х гг. прошлого века произошло разрушение ценностных ориентиров и общественных идеалов, на которых воспитывались родители, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки сегодня­ шних школьников, а новая общепринятая система ценностей, ко­ торой могли бы руководствоваться в своих духовных устремлениях, поведении и деятельности их дети и внуки, сегодняшние «зумеры» и Альфа, не была теоретически обоснована, сформулирована и вве­ дена в публичное пространство. Общественно-педагогический идеал —почти забытое понятие! В разные времена, в разных странах и цивилизациях он был свой: образ Божий в раннем христианстве, воин в Древней Спарте, всесторонне и гармонично развитый человека в Древних Афинах, рыцарь в период Средневековья, практический рационализм ан­ глосаксонской культуры в эпоху Просвещения («джентльмен» Джона Локка), пионер, комсомолец, коммунист в советской школе... Переход от одного общественно-педагогического идеала к дру­ гому занимал достаточно длительное время, иногда для этого тре­ бовались столетия. В новейшей отечественной истории для неоднократной смены общественного идеала и выращивания нового поколения с другой ментальностью потребовалось уже не столь длительное время. От 1917 г., от учеников бывших царских гимназий, до 1941 г., когда выпускники советских школ целыми классами шли в военкоматы, просились на фронт и совершали героические подвиги, прошло всего 23 года! Вторая половина 80-х гг. — внутреннее разложение массового «советского» сознания, происходившее не без западного влияния 1 См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2004. 239 с. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz