Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
при отборе содержания и выборе методов обучения акцентировать свою деятельность на достижении в первый очередь «предметных» результатов обучения (знания и умения) своих учеников, которые проверяются на различного рода контрольных и экзаменационных аттестационных испытаниях, от успешного прохождения которых зависит их (учителей) профессиональное благополучие. Однако, помимо знаний о мире и способов деятельности в нем (знание как результат обучения), помимо опыта осуществления этих способов деятельности (умения и навыки), социокультурный опыт человечества, транслируемый в процессе обучения от поко ления к поколению, включает в себя такой важнейший компонент, как опыт эмоционально-ценностных отношений. Это опыт формирования отношений учеников к базовым цен ностям (жизнь, здоровье, семья, Родина, труд, честь, досто инство и др.), опыт самоопределения, выбора жизненных сцена риев и моделей поведения. К сожалению, именно этот опыт, так необходимый современному обществу, в котором так нуждается подрастающее поколение, в практике сегодняшнего школьного образования, ориентирован ного, как говорилось выше, в основном на подготовку учащихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, очень часто оказывается не включенным в со держание образования на уровне учебного предмета. У учителей, особенно в старших классах, на уроках просто нет времени для создания соответствующих нравственно-педагогиче- ских ситуаций при изучении учебного материала: надо готовить учеников к экзамену, в содержание которого этот опыт не входит по той причине, что, во-первых, он пролонгирован за рамки непо средственно школьного образования и, во-вторых, с трудом подвер гается квалиметрическим измерениям и оценкам. Как следствие такого образования, на выходе из школы подав ляющее большинство учеников оказываются вооруженными на бором отдельных знаний и умений по отдельным учебным дис циплинам, но с несформированным научным мировоззрением и неустойчивой нравственной позицией. По словам К.Д. Ушинского, «нм одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не ра з дражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самодеятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчет ливо передать, хоть в словах, то, что они выучили или прочли; они рано делаются какими-то только мечтающими пассивными су ществами, все собирающимися жить и никогда не живущими, все 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz