Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
лируемой социализации личности, результатом которого стано вится взращивание целого ряда сторон и качеств личности, важ нейшие из которых —ее ценностные ориентации. 1.6.2. Ценностные ориентации учеников как основной вектор школьного образования Проще всего обучить содержательным зна ниям... Труднее менять взгляды и ценностные ориентиры... Д. Макклелланд, автор теории мотивации к достижениям Ценности наряду с потребностями и мотивами рассматриваются в психологии в качестве регуляторов поведения и деятельности лич ности. Bor почему если родители, учителя, общество, государство действительно озабочены тем, какие жизненные сценарии и модели поведения выбирает для себя подрастающее поколение, то внимание основных субъектов образовательной деятельности должно быть об ращено в первую очередь на то, какой опыт ценностных отношений приобретают дети в процессе своего взросления. В философии ценностным ориентациям отводится роль главной оси сознания, обеспечивающей устойчивость личности, преем ственность определенного типа поведения и деятельности. «Раз витые ценностные ориентации —признак зрелости личности, пока затель меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей...»1. В социологии под понятием «ценностные ориентации» име ются в виду «идеологические, политические, моральные, эстети ческие и др. основания оценок субъектом действительности и ори ентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости»2. Педагогически адаптированный социокультурный опыт, транс лируемый через содержание образования, включает в себя в ка честве одного из компонентов опыт ценностных отношений, ко торый ученики получают в школе в процессе обучения. И если обратиться еще раз к тезису об ограниченном образова тельном потенциале любой образовательной системы, то становится ясно, что в сегодняшних условиях учителя-предметники вынуждены 1 См.: Артюхова И.С. Ценности и воспитание / / Педагогика. 1999. № 4. С. 117-121. 2 См.: Рубинштейн C.JI . Проблемы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 702 с. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz