Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

• «Воспитание — целенаправленное влияние на развитие лич­ ности школьника • «Процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне куль­ туры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности»1. • «Воспитание — это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, т.е. духовное творчество старших и младших, продуктом которого я в ­ ляется жизненная позиция »3. • «Воспитание (от древнерусск. възъпитание — возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спря­ танное) — деятельность по развитию духовного мира личности, на­ правленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформи- ровании своего нравственного образа. Воспитание может быть рас­ смотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации»\ • «Воспитание — это относительно осмысленное и целенаправ­ ленное взращивание человека, более или менее последовательно спо­ собствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и ор­ ганизаций, в которых оно осуществляется. Можно воспитать и по­ рядочного человека — и религиозного фанатика, преступника»*. Контент-анализ приведенных выше и иных определений по­ нятия «воспитание» показывает, что чаще всего исследователи связывают его с такими понятиями, как «социализация», «отно­ шения», «ценности» и «ценностные ориентации». Для продолженгія разговора о возвращения воспитании в обра­ зовательное пространство школы считаем возможным и доста­ точным остановиться на следующем рабочем определении. Воспитание — это процесс стихийной и/или (в закрытых учебных заведениях) целенаправленной и сознательно контро­ 1 См.: Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт попу­ лярной монографии. М.: Новая школа, 2004. 300 с. 2 См.: Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000 . 118 с. 3 См.: Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с. 4 См.: Бондаревская Е.В., Кулъневич С.В. Педагогика: личность в гуманистиче­ ских теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК, учителей. М.; Ростов н/Д.: Учитель. 1999. 558 с. 5 См.: Мудрик А.В. Три ипостаси человека в процессе социализации / / Во­ просы воспитания. 2012. № 4. С. 3-16. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz