Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

И если школа и семья не смогли воспитать у ребенка —ученика правильные ценностные ориентации, то сама жизнь —жестокая, прагматичная и агрессивная —заполнит эту пустоту. Так поле, незасеянное культурными растениями, очень быстро зарастает сорняками. • там, где не сформировано человеколюбие, вырастает жесто­ кость; • ребенок, не прошедший школу воспитания в коллективе, не су­ меет отличить коллектив от стаи и часто оказывается втянутым в потенциально криминачьные группы, даже не осознавая этого; • тот, кто не освоил опыт нравственного становления, изна­ чально, по определению, потенциально безнравственный человек; • выпускник школы, в сознании которого не сформировано пред­ ставление о человеческой жизни как наивысшей, базовой ценности, может не задумываясь посягнуть на нее ради каких-либо других, « периферийных », т.е. определяемых возрастом и жизненными об­ стоятельствами, ценностей. 1.6.1. Немного теории, или Договоримся о языке Искусство воспитания имеет ту одну особен­ ность, что почти всем оно кажется делом зна­ комым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практи­ чески. Почти все признают, что воспитание тре­ бует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания... К.Д. Ушинский Воспитание как педагогическая категория имеет множество де­ финиций, и во избежание «двойного прочтения» того или иного термина для продолжения разговора о воспитании необходимо до­ говориться о том, какое содержание мы вкладываем в то или иное понятие, связанное с этой категорией. Вот только некоторые определения этого феномена из десятков, встречающихся в педагогической литературе: • «Воспитание — педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека»'. 1 См.: Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz