Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

рошо разработанными инструментами, а именно на деятельности обучения. Когда в такую школу в начале 2000-х пришел ЕГЭ, то это «зерно» упало в хорошо подготовленную почву, и деятель­ ность обучения, системоообразующим и научно обоснованным компонентом который традиционно выступала так называемая триединая дидактическая цель (обучение — воспитание — раз­ витие), — эта деятельность в основном стала ориентироваться на подготовку к Единому государственному экзамену (особенно в старших классах). Так отечественная школа вместо института воспитания, социа­ лизации, развития, самоопределения и самоактуализации своих учеников стала превращаться в «дидактическую машину»1. И тем не менее о воспитании как об основной цели и содер­ жании своей деятельности продолжал думать каждый учитель, приходивший в профессию по призванию, хотя и предпочитал не обсуждать это (так спортсмен не хочет обсуждать проигранное соревнование). Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом: в школу приходят уже третье поколение молодых учителей, которые на своем школьном опыте так и не узнали, что такое «воспитыва­ ющее обучение», что воспитывать могут не только внеклассные и внешкольные мероприятия или уроки истории и литературы, но и уроки физики, химии, биологии, географии... И вот уже на межрегиональной педагогической конференции мо­ лодая учительница во всеуслышание заявляет: «Я никого не должна воспитывать на своих уроках. Моя задача — готовить учеников к экзамену. Воспитывают пусть папа с мамой и батюшка в церкви! А конференция, между прочим, называлась «Цели, ценности и смыслы школьного образования». И эта учительница далеко не одинока. Еще совсем недавно (до происходящих сегодня перемен, о ко­ торых ниже) при одном упоминании про «это» управленцы всех мастей и рангов морщились, как от зубной боли, потому что «это» (воспитание) мешает им играть в их любимые «игрушки» — управ­ ление по конечным результатам, каковым воспитание и по теоре­ тическому определению, и по природе своей не является и быть не может. Но именно этого ждет от школы общество и государство, именно оно составляет если не цель как планируемый результат деятельности, то цель как предметную проекцию будущего (цель- вектор). Именно оно представляет собой основную ценность образо­ вания и придает смысл педагогической деятельности. 1 См.: Левитес Д.Г. Единый государственный... редуктор / / Общественно-по­ литическая литература. Первое сентября, 2006. № 3. С. 7. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz