Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Хотя почти двадцать лет я, как и любой советский учитель- предметник, занимался в основном обучением —вел уроки, « боролся» с неуспеваемостью, готовил ребят к экзаменам, но всегда подспудно стояла другая, более высокая цель — вырастить Человека, выра­ стить Гражданина. Но, если, обучая ребят основам естественных наук, я мог по­ зволить себе известную автономность в работе (собственная го­ лова и учебная программа — вот и все, что определяло ее успеш­ ность), то в том, что касается воспитания, я, как, впрочем, и все мои коллеги, всегда тысячами нитей был связан (осознавая это или нет) с тем, что окружало наши уроки, « послеурочные>разговоры, школьные вечера и весь уклад школьной жизни. Публикации С. Соловейчика и В. Матвеева, Е. Богата и И. Руденко, песни А. Пахмутовой и А. Островского, В. Высоцкого и Б. Окуджавы, В. Баснера (одна только “С чего начинается Родина?”чего стоит!), телевизионные публицистические передачи и художественные фильмы — все было в помощь учителю, все шло в дело. Героическая символика Великой Отечественной и рассказы ста­ риков, наполнявшие это символику живой плотью еще ноющих ран, романы Стругацких и реальные успехи в космосе, международные успехи наших хоккеистов и “Золотая шайба ”, и даже страшная война в Афганистане, как дико это ни звучало, “работали”на вос­ питание. О героях-“афганцах” слагались песни, их портреты висели в школах — сама жизнь входила в процесс воспитания, наполняла его конкретным содержанием, поддерживала с помощью различных го­ сударственных институтов, общественных организаций и средств массовой информации. Худо ли, бедно ли, но воспитывали всем миром как могли Скоординированная работа этих социальных институтов и осу­ ществляла вместе со школой процесс целенаправленной и контро­ лируемой социализации личности. К середине 90-х гг. в силу ликвидации отдельных социальных институтов социализации подрастающего поколения и разрушения координации действий оставшихся школа осталась одна, и проек­ тировать и организовывать «в одиночку» столь многофакторный процесс, каковым является воспитание, она не могла. И тогда школа сконцентрировалась на том виде деятельности, эффективность которого в большей степени зависела от вну­ тренних факторов (содержательных, инструментально-техноло­ гических), контролировалась и оценивалась доступными и хо­ 1 См.: ЛевитесД.Г. Дорога к Дому. Заметки о том, как не вырастить манкурта в родной стране. М.: Народное образование, 2023. № 1. С. 107-117. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz