Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
людей и народов. Ментальная несовместимость — подлинный бич современной цивилизации. В X X веке силы центробежного, разъе динительного, разобщающего характера явно преобладали над си лами центростремительными, интегрирующими, объединяющими. Несмотря на усилия Организации Объединенных Наций, других международных сообществ, стремящихся внести организационное упорядочение в разновекторную мозаику интересов и устремлений стран и народов, глубинные мотивы и установки людей и их исто рически сложившихся объединений были и остаются существенно разными. У каждого из них своя правда, свои представления о спра ведливости и способах достижения жизненно важных целей. Именно эта “разность потенциалов”человеческих желаний и побуждений, усиливаемая и усугубляемая внешними манипуляциями индивиду альным и общественным сознанием, и является основной причиной дезинтеграции, противостояния, вражды и насилия, которые вполне способны погубить мир...»1. Сегодня эта ментальная несовместимость отдельных социальных групп и целых поколений угрожает уже российскому социуму. В 2016 г. группой экспертов под руководством В. Слободчи- кова был подготовлен Аналитический экспертный доклад о со стоянии отечественного образования, в котором в ходе анализа социально-образовательной ситуации были сформулированы и обоснованы основные факторы разрушения отечественного об разования. Во введении авторы достаточно однозначно определили свою позицию по отношению к процессам, сопровождавшим вхождение российской системы образования в мировую образовательную систему: «Россия в последние десятилетия стремилась стать частью За пада, частью Европы. Отказываясь от собственных традиционных ценностей, она стремительно перекраивала все сферы жизни на за падный манер. Особенно болезненно это сказалось на сфере образования и воспи тания детей и молодежи, когда воспитание прав с его заморскими конвенциями стало выше и главнее воспитания обязанностей, на саждение мультикультурализма и толерантности заслонило у ва жение и дружбу, повсеместное взращивание лидерства и конкурент ности почти свело на нет заботу и милосердие. Даяние вытеснили потребительством, «другодоминанту» сме нила « эгодоминанта», коллективизм разложили через атомизацию 1 См.: Гершунский Б.С. Менталитет и образование: учеб. пособие для студ. высш. и средних пед. учеб. заведений. М.: Московский психолого-соци- альный институт, 1998. 432 с. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz