Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

людей и народов. Ментальная несовместимость — подлинный бич современной цивилизации. В X X веке силы центробежного, разъе­ динительного, разобщающего характера явно преобладали над си­ лами центростремительными, интегрирующими, объединяющими. Несмотря на усилия Организации Объединенных Наций, других международных сообществ, стремящихся внести организационное упорядочение в разновекторную мозаику интересов и устремлений стран и народов, глубинные мотивы и установки людей и их исто­ рически сложившихся объединений были и остаются существенно разными. У каждого из них своя правда, свои представления о спра­ ведливости и способах достижения жизненно важных целей. Именно эта “разность потенциалов”человеческих желаний и побуждений, усиливаемая и усугубляемая внешними манипуляциями индивиду­ альным и общественным сознанием, и является основной причиной дезинтеграции, противостояния, вражды и насилия, которые вполне способны погубить мир...»1. Сегодня эта ментальная несовместимость отдельных социальных групп и целых поколений угрожает уже российскому социуму. В 2016 г. группой экспертов под руководством В. Слободчи- кова был подготовлен Аналитический экспертный доклад о со­ стоянии отечественного образования, в котором в ходе анализа социально-образовательной ситуации были сформулированы и обоснованы основные факторы разрушения отечественного об­ разования. Во введении авторы достаточно однозначно определили свою позицию по отношению к процессам, сопровождавшим вхождение российской системы образования в мировую образовательную систему: «Россия в последние десятилетия стремилась стать частью За ­ пада, частью Европы. Отказываясь от собственных традиционных ценностей, она стремительно перекраивала все сферы жизни на за ­ падный манер. Особенно болезненно это сказалось на сфере образования и воспи­ тания детей и молодежи, когда воспитание прав с его заморскими конвенциями стало выше и главнее воспитания обязанностей, на ­ саждение мультикультурализма и толерантности заслонило у ва ­ жение и дружбу, повсеместное взращивание лидерства и конкурент­ ности почти свело на нет заботу и милосердие. Даяние вытеснили потребительством, «другодоминанту» сме­ нила « эгодоминанта», коллективизм разложили через атомизацию 1 См.: Гершунский Б.С. Менталитет и образование: учеб. пособие для студ. высш. и средних пед. учеб. заведений. М.: Московский психолого-соци- альный институт, 1998. 432 с. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz