Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

делах до 25%). Причем 8% 15-летних школьников не достигли минимального уровня грамотности по всем трем предметным областям. Эти учащиеся находятся в зоне риска социальной дез­ адаптации. • Индустриальная школа-конвейер не нацелена на создание устойчивой мотивации каждого ребенка к развитию. Основной целью обучения на сегодня остается соответствие внешним ша­ блонам, освоение предметных знаний, выполнение формально-пла­ новых показателей. • С учетом появления внешних раздражителей (смартфоны, искусственная и дополненная реальность, игры, социальные сети и др.) резко падают способность к концентрации внимания и моти­ вация к изучению материала. • На учителей возложена ответственность за достижения и поведение обучающихся, хотя на них оказывает влияние много иных, неподконтрольных школе факторов. • В сочетании с распространением проверочных и отчетных мероприятий, необходимостью заполнения новых форм и бланков отчетности усилились проявления стресса. • Сохраняется высокий уровень межрегиональной диффе­ ренциации заработной платы педагогических работников. След­ ствие — -«миграция» наиболее амбициозных и эффективных кадров в центральные регионы. *** Какой же из перечисленных общественных вызовов, с которыми сталкивается отечественная система образования в целом и школа в особенности, следует считать главным, первоочередным, на ко­ тором необходимо сконцентрировать стратегические ориентиры, усилия и ресурсы? И, как ни покажется странным, это не только и не столько новые знания или компетентности, которыми сегодняшняя школа должна вооружать своего выпускника, чтобы он смог успешно продолжить свое образование или (и) оказаться востребованным на формирую­ щемся рынке труда, и даже не новые технологии, методы, приемы и техники, с помощью которых школа должна достигать этих обра­ зовательных результатов, —таким главным вызовом становится проблема формирования базовых ценностей у подрастающего по­ коления. Б.С. Гершунский писал об опасности ментальной несовмести­ мости людей и народов как основной угрозе современному миру: «Истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связана, прежде всего, с ментальной несовместимостью 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz