Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Предполагалось, что каждая страна разработает в дополнение к индикаторам достижения Целей устойчивого развития соб­ ственную Национальную систему показателей, конкретизиру­ ющую инструмент мониторинга прогресса в достижении ЦУР исходя из национальных приоритетов и с учетом национального контекста. В соответствии с этой резолюцией отечественные Федеральный институт развития образования (ФИРО) и Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) раз­ работали «Ключевые направления развития российского обра­ зования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.». В этом объемном документе приводятся результаты анализа современных тенденций развития образования в мире, движущих это развитие драііверов («внешних», «производных», «системных») и влияющих на него факторов. В логике заявленной темы (общественные вызовы системе об­ разования) ниже приводятся характеристики некоторых «произ­ водных драйверов» (последствия внешних тенденций развития социально-образовательной ситуации в России и мире), которые, по мнению авторов, актуальны для развития системы образо­ вания': • Жесткая стратификация общества и общественных слоев по отношению к факторам «успешности» и «неуспешности». Высокий уровень нестабильности в экономике и сфере управления образованием. Сфера образования, будучи одним из ре­ гулятивных механизмов общества, должна компенсировать нера­ венство, иначе это общество может потерять свои конкурентные преимущества и утратить свою индивидуальность и уникальность, оказаться на второстепенных позициях в мировой политической и экономической системах. • В результате расширения экономических диспропорций на­ растает дифференциация общества по доходам и, как следствие, — неравенство возможностей получения качественного общего об­ разования. • Отставание образовательных стандартов от научно-техни­ ческого прогресса. Часть направлений подготовки старшей школы станет неактуальной, образовательные стандарты в отношении ос­ новной школы, ориентированные на предметное содержание, будут 1 См.: Ключевые направления развития российского образования для до­ стижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye- uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz