Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

— демократизация — предоставление доступности всех видов образования для всех граждан, а общеобразовательным организа­ циям —достаточных свобод для успешного осуществления образова­ тельного процесса, включая привлечение общественности для управ­ ления образовательной организацией, наличие развитого самоуправ­ ления учащихся и педагогов, развитие их инициативы и творческого потенциала, а также форм самоорганизации деятельности. — Гуманизация как ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление от­ ношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на уважении прав и свобод каждого человека. — Идея непрерывности образования, которая означает про­ цесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. — Гуманитаризация, то есть ориентация на такое содержание образования, которое позволяет с готовностью решать главные со­ циальные проблемы на благо и во имя человека, свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру, владеть ино­ странными языками, быть экономически и юридически грамотным человеком. — Активизация обучения предполагает применение деятель­ ностного подхода в обучении, включение в него таких элементов, как проблемность, научный поиск, усиление внимания к самостоятельной деятельности обучающихся, отказ от строгого регламента контроля за учебно-воспитательным процессом в пользу всестороннего творче­ ского развития личности. В настоящее время достаточно высока по­ требность в специалистах, имеющих высокий креативный потенциал в решении разнообразного спектра проблем и задач. — Стандартизация образования направлена на создание еди­ ного образовательного пространства, характеризуется созданием единого уровня общего образования вне зависимости от типа учебного заведения. Она представляет собой единую систему па­ раметров, которые приняты в качестве нормы на государственном уровне. Данная норма содержит в себе общественный идеал обра­ зованности. Эта деятельность направлена на установление норм, правил и требований к образовательному процессу и его резуль­ татам (не исключающее многообразия способов их достижения), в целях достижения оптимальной упорядоченности и устойчивости системы образования. — Дифференциация — удовлетворение и развитие потреб­ ностей, запросов, интересов, склонностей, способностей каждого участника образовательного процесса, что может воплощаться на практике разными способами — как через дифференцию со­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz