Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
ренции, рабочие совещания руководителей ведомств просвещения и специалистов. Глобализация (интернационализация) образования осуще ствляется в основном в масштабах геополитических регионов, объ единяющих страны со сходными условиями исторического раз вития и схожей социально-экономической структурой. Так разрабатывается большинство «наднациональных» программ развития образования, пытающихся разрешить противо речия интеграции и учета уникального своеобразия национальных систем образования. Содержанием такой деятельности становятся цели, ценности и смыслы образования, подходы к конструиро ванию содержания общего и профессионального образования, поиск общей терминологии, образовательные результаты и их оценка и др. И ключевой вопрос, который остается пока неразрешенным в такой деятельности: каково должно быть соотношение интег рации и сохранения национальной самоидентификация жизни в целом, культуры и образования разных народов в XXI веке? Одним из очевидных препятствий для разрешения этого проти воречия является, по мнению многих ученых, политиков и обще ственных деятелей, международная экспансия английского языка в качестве языка межнационального общения, что содействует уси лению англосаксонского, и в частности американского, «культур ного империализма», подтачивает традиционные основы культуры и национальной самобытности народов разных стран. «Народ — это его язык. Цивилизация — это речь. Когда народ теряет свою речь, он растворяется в небытии. В мире идет непре станная, напряженная борьба за лингвистическое господство, лишь заставив противника заговорить на своем языке, можно добиться решающей победы на геополитическом поле. Язык формирует со знание, систему ценностей, менталитет. Вырвать родной язык из глотки проигравшей нации — это способ окончательно лишить ее способности к сопротивлению » \ Отвечая на вопрос «Нужно ли бороться за чистоту русского языка от иностранных заимствований, да и возможна ли вообще такая борьба?», писатель Алексей Варламов пишет: «Сейчас взрослеет поколение людей, которое плохо владеет русским языком, — у них очень бедный словарный запас, много речевых ошибок. В целом мы наблюдаем оскудение языковых средств, и проблема засорения языка иностранной речью не является клю чевой, засорение языка — это то, что лежит на поверхности, то, что более всего раздражает, но это лишь частное проявление 1 См.: Алексеева Н. Английский язык как геополитическое оружие / / Pravda. ru. URL: https://www.pravda.ru/society/1187715-kultura/. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz