Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

ренции, рабочие совещания руководителей ведомств просвещения и специалистов. Глобализация (интернационализация) образования осуще­ ствляется в основном в масштабах геополитических регионов, объ­ единяющих страны со сходными условиями исторического раз­ вития и схожей социально-экономической структурой. Так разрабатывается большинство «наднациональных» программ развития образования, пытающихся разрешить противо­ речия интеграции и учета уникального своеобразия национальных систем образования. Содержанием такой деятельности становятся цели, ценности и смыслы образования, подходы к конструиро­ ванию содержания общего и профессионального образования, поиск общей терминологии, образовательные результаты и их оценка и др. И ключевой вопрос, который остается пока неразрешенным в такой деятельности: каково должно быть соотношение интег­ рации и сохранения национальной самоидентификация жизни в целом, культуры и образования разных народов в XXI веке? Одним из очевидных препятствий для разрешения этого проти­ воречия является, по мнению многих ученых, политиков и обще­ ственных деятелей, международная экспансия английского языка в качестве языка межнационального общения, что содействует уси­ лению англосаксонского, и в частности американского, «культур­ ного империализма», подтачивает традиционные основы культуры и национальной самобытности народов разных стран. «Народ — это его язык. Цивилизация — это речь. Когда народ теряет свою речь, он растворяется в небытии. В мире идет непре­ станная, напряженная борьба за лингвистическое господство, лишь заставив противника заговорить на своем языке, можно добиться решающей победы на геополитическом поле. Язык формирует со­ знание, систему ценностей, менталитет. Вырвать родной язык из глотки проигравшей нации — это способ окончательно лишить ее способности к сопротивлению » \ Отвечая на вопрос «Нужно ли бороться за чистоту русского языка от иностранных заимствований, да и возможна ли вообще такая борьба?», писатель Алексей Варламов пишет: «Сейчас взрослеет поколение людей, которое плохо владеет русским языком, — у них очень бедный словарный запас, много речевых ошибок. В целом мы наблюдаем оскудение языковых средств, и проблема засорения языка иностранной речью не является клю­ чевой, засорение языка — это то, что лежит на поверхности, то, что более всего раздражает, но это лишь частное проявление 1 См.: Алексеева Н. Английский язык как геополитическое оружие / / Pravda. ru. URL: https://www.pravda.ru/society/1187715-kultura/. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz