Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

социальная политика, присущая современным государствам, при­ водит к тому, что тот, кто много работает, и тот, кто работает кое-как, живут почти одинаково. • Некое предощущение исчерпываемости земных ресурсов напря­ гает подсознание современного человека, заставляет его рассмат­ ривать всех окружающих как потенциальных врагов»'. Ни для кого уже не является секретом, что либерально-де­ мократические реформы, осуществлявшиеся в России в 90-х гг., приведшие к разрушению отечественной экономики, финансовой системы и фактическому уничтожению промышленности, проводи­ лись по западному, глобалистскому сценарию. Это понимают все, но в оценках возникающих при этом проблем, опасностей, нега­ тивных последствий, новых рисков и новых перспектив для сферы образования у отечественных ученых, политиков, общественных деятелей существуют различные точки зрения. Одни («глобалисты»-) считают, что поскольку мы становимся частью глобальной культурно-цивилизационной системы, то и на­ правленность развития страны должна стать соответствующей. И поэтому и уровневое образование, и платные образовательные услуги, и тестирование, и компетентностный подход, и ликвидация педагогических вузов, и другие «инновации» в образовании —необ­ ходимая плата за вхождение в «приличное» общество. «...унификация образования, введение уровневого образования (магистратуры, бакалавриата) (как бы непривычно для кого-то это все еще ни звучало) не есть чья-то выдумка, блажь или само­ управство каких-то чиновников. На самом деле это веление вре­ мени — времени многоаспектной глобализации и унификации, то есть формирования общечеловеческой культурно-цивилизационной системы, которая в глобальном мире с необходимостью пробивает себе дорогу. Это прямое следствие, с одной стороны, глобального, а с другой — цивилизационного единения человечества, сохраняю­ щего при этом культурное разнообразие»2. Другие (антиглобалисты) предупреждают об опасности потери суверенитета и необходимости сохранения собственного пути раз­ вития и собственных ориентиров в области модернизации системы образования. « Чтобы уничтожить народ, нужно отделить его от корней. Это очень точно характеризует современную эпоху — не только 1 См.: Дзялошинский И.М. Философия цифровой цивилизации и трансфор­ мация медиакоммуникаций: монография / под ред. Л.К. Лободенко. Челя­ бинск: ЮУрГУ, 2020. 554 с. 2 См.: Чумаков А.Н. Россия в глобальном мире: необходимость адекватных решений / / Век глобализации. 2009. № 2. С. 163-171. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz