Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

Следствием реализации принципа дидактического кольца на содер­ жательном уровне (отбор и конструирование содержания образования) является готовность педагога к проектированию целостного учебно-вос- питательного процесса, который замкнут на достижении единой цели — развития потребностей, запросов и способностей личности в процессе усвоения соответствующих компонентов содержания образования. Так образуется дидактическое кольцо на процессуальном уровне. Если пролонгировать выдвинутую гипотезу с онтогенетического на филогенетический уровень, то речь может идти о своеобразной дидак­ тической спирали, объясняющей психолого-педагогические закономер­ ности развития научно-технического прогресса и человеческой цивили­ зации в целом. Необходимо отметить, что описанные нами причинно-следственные связи и закономерности, нашедшие свое отражение в представленном принципе дидактического кольца, полностью не описывают и не объяс­ няют действительной картины развития школьника как субъекта учебно­ познавательной деятельности в процессе обучения. Оно, очевидно, под­ чиняется более сложным, «синергетическим» закономерностям, когда эффективными оказываются не только и не столько прямые целевые уста­ новки (пусть даже и связанные таким образом с компонентами социокуль­ турного опыта), сколько совокупность внешних и внутренних факторов, прямо или косвенно влияющих на отношение ученика к учению и его успехи в школе и зачастую относящихся к так называемой «скрытой^ образовательной (педагогической) реальности. Заключение Существует два мира образовательной реальности и соответствующие им две модели образования. Один мир — внешний (живая и неживая природа, социум). Этот мир (миры!) существует и развивается по своим нормам, законам, правилам. И растущий человек, входящий в эти миры, конечно, должен осваивать знания об этих нормах, законах, правилах и способах деятельности в соответствии с ними. Поэтому учитель физики в школе учит его законам физики, биолог —законам генетики, а учитель родного языка —правилам орфографии и пунктуации, и не только учит но и требует усвоения этих знаний и способов деятельности. И таких предметов в учебных планах школ более 20. В этом заключается сущ­ ность трансляционной модели образования, цели которой связаны с обя­ зательным усвоением всеми учениками содержания по всем предметам школьного учебного плана независимо от их желаний, интересов потреб­ ностей и способностей. В настоящее время эта модель испытывает системный кризис, обу­ словленный, с одной стороны, с растущим объемом этого содержания, а с другой —устаревшей предметно-дисциплинарной моделью обучения, разрывающей, фрагментирующий это содержание и не позволяющей фор­ мировать целостную научную картину мира и научное мировоззрение вы­ пускников. Но есть и другой мир, другой «космос» образовательной реальности — это растущий, развивающийся ребенок, и это развитие подчиняется своим законам и своим правилам (психологическим и физиологическим) и тре­ 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz