Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

2.4. Творческими: переносить знания и умения в новую ситуацию; об­ наруживать целостную структуру объекта, изучаемого по частям; находить новую функцию объекта, находить проблему в стандартной ситуации, ком­ бинировать освоенные способы деятельности. 2.5. Коммуникативными: слушать и слышать другого, воспринимать другого, отстаивать свою позицию, выстраивать систему доказательств (подбирать аргументы, ранжировать их, выбирать форму доказательства в зависимости от поставленной цели), задавать вопросы, дополнять, воз­ ражать и т.п. 2.6. Рефлексивными: занимать позицию наблюдателя со стороны, от­ ходить от деятельности и анализировать трудности и ошибки в ее проек­ тировании и организации «извне», понимать и оценивать участников, кре­ ативно регулировать свою деятельность и моделировать новую. Принцип дидактического кольца: опыт построения гипотезы Предлагаемое нами решение проблемы целеполагания заключается в том, что содержание личностного развития ученика (его потребности и способности) в процессе обучения должно находиться в полном соот­ ветствии с основными компонентами содержания образования как педа­ гогически адаптированного социокультурного опыта. В свою очередь развитие и накопление этого опыта человечеством в процессе познания находится в такой же прямой зависимости от раз­ витых потребностей и способностей членов социума. Так образуется своеобразное дидактическое кольцо на содержа­ тельном уровне. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА Структура лнчностн (основные компоненты) Потребности | Способности ч Опыт познания Ч .__________________ ____________ В знаниях (мировоззренческих, ориентировочных, оценочных) V J Г 1 Восприятие критическое осмысление, анализ запоминание, применение, систематизация, обобщение Г Ч Опыт освоения способов деятельности (обретение умений) г В овладении предметными и Л метапредметными умениями и универсальными навыками как инструментами выживания, адаптации и саморазвития в условиях меняющегося с мира j Г Л Организационно-практические, интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные, рефлексивные, творческие V ------------------- — 1 В сопереживании, в сочувствии, в любви ( — . л Опыт эмоционально- ценностных отношений V - > Социокультурный ОПЫТ Потребности и способности РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА Дидактическое кольцо на содержательном уровне 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz