Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

• творческими: перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение целостной структуры объекта, видение новой функции объекта, видение проблемы в стандартной ситуации, комбинирование способов деятельности ; • рефлексивными: занимать позицию наблюдателя со стороны, отхо­ дить от деятельности и анализировать трудности и ошибки в ее проекти­ ровании и организации «извне», понимать и оценивать участников, креа­ тивно регулировать свою деятельность и моделировать новую. 1.3. Потребность-запрос в установлении определенных эмоцио- нально-ценностных отношений с другими людьми в контексте изучаемого учебного материала (сочувствование, сопереживание). Второй блок целей ориентирован на развитие соответствующих спо­ собностей учеников. В современной практике обучения способности по­ нимаются как индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в успешном овладении ею способами деятельности. Результатом освоения того или иного способа деятельности как компонента содержания образо­ вания является соответствующее умение (навык). Обучение в данном случае — это путь трансформации опыта осуще­ ствления способа деятельности, существующего первоначально «извне» по отношению к ученику, в личностное новообразование —умение. Для системы образования сегодня всестороннее развитие ученика не может быть в полной мере достижимой целью. Более реальная цель — это не всестороннее, а разностороннее развитие личности. Но даже при таком подходе этот выбор достаточно широк и не всегда осознан учителем- предметником: собственно, какие способности следует развивать у ученика при изучении литературы или математики?! И каким образом согласовать деятельность разных учителей-предметников при развитии этих способ­ ностей у одного ученика на разных уроках? Предлагаемое нами решение состоит в том, что целенаправленно не­ обходимо развивать именно те способности, которые непосредственно связаны с такими компонентами социокультурного опыта, которые при­ сутствуют в содержании каждого учебного предмета: опыт познания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творчества, опыт эмоцио­ нально-ценностных отношений. Блок 2. Развитие способностей учащихся при овладении опытом осу­ ществления способов деятельности —метапредметными умениями. 2.1. Организационно-практическими: ставить цели, планировать, орга­ низовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность; вла­ деть приемами когнитивной графики (составление и чтение графиков, схем, обобщающих таблиц, опорных и структурно-логических конспектов; ис­ пользование алгоритмов действий; работа с поисковыми системами и т.д.). 2.2. Интеллектуальными: сравнивать, выделять главное (главное общее и главное отличное), обобщать, выдвигать и формулировать проблему, конспектировать, рецензировать, выстраивать и воспринимать цепь логи­ ческих суждений, мысленно проигрывать варианты решений задач, крити­ чески анализировать поступаемую информацию и т.д. 2.3. Исследовательскими: находить объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу и цели исследования, выстраивать план эксперимента и проводить эксперимент, проверять гипотезу результатами эксперимента, определять границы применения экспериментальных данных. 211

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz