Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
обучение основам наук становилось средством для достижения этой цели (концепции развивающего обучения В. Давыдова, JI. Занкова и др.). Перед педагогом, выросшим до осознания вопроса «зачем учить?», пер воочередной становится задача построения системы целей деятельности, которая, с одной стороны, отражала бы взаимосвязь между когнитивной и аффективной областями педагогических задач, а с другой —имела бы не посредственный выход на основные компоненты содержания образования как педагогически адаптированного социокультурного опыта. Эта система целей педагогической деятельности по развитию личности ученика средствами учебного предмета может быть представлена двумя блоками. Блок і. Развитие потребностей-запросов учащихся в процессе обучения. 1.1. Потребность-запрос в знаниях ( фактах , понятиях, законах, тео риях, концепциях, идеях)'. • мировоззренческих (для формирования собственного миропредстав ления и мировоззрения); • ориентировочных (для овладения способами деятельности, адап тации и самореализации); • оценочных (для выработки собственных суждений и оценок тех или иных событий, явлений, фактов). 1.2. Потребность-запрос в овладении способами деятельности (уме ниями), в том числе и метапредметными: • организационно-практическими: беглое чтение, беглое письмо, беглый счет; целеполагание, планирование, самоконтроль и самооценка, владение приемами и методами когнитивной визуализации, работа с по исковыми системами (создание поисковых запросов, использование пои сковых каталогов, анализ результатов поиска), участие в удаленном взаи модействии (установка программы для видеоконференцсвязи, настройка аудио- и видео-устройств, подключение к видеоконференции, демон страция экрана); • интеллектуальными: анализ, синтез, сравнение, обобщение, система тизация, критический анализ поступающей информации («информаци онная гигиена») и др.; • исследовательскими: выявление противоречий, постановка проблемы исследования, формулировка целей и задач исследования, различение объекта и предмета исследования, выдвижение и обоснование гипотезы, планирование эксперимента для проверки гипотезы, анализ результатов эксперимента и формулировка выводов; • коммуникативными: работа в группе, в команде, выполнение раз личных социальных ролей в них, предупреждение и регулирование кон фликтов, выстраивание аргументации для отстаивания своей точки зрения, умения принимать иную точку зрения и корректировать свою первоначальную позицию в споре, в дискуссии, работа с электронной по чтой (создание учетной записи, работа с адресной книгой, создание элект ронного письма, прикрепление сообщений, создание ответа на электронное письмо); 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz